Берсиров Абдулах Махмудович Заслуженный художник Республики Адыгея, Заслуженный работник культуры РФ
Абдулах Махмудович Берсиров родился в январе 1947 года.
В 1973 году окончил факультет архитектуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Н.И.Репина.
В 1980-1990 годах работал художником в ГУ «Адыгейские художественно-производственные мастерские», вступил в Союз художников СССР.
В 1995 году Абдулаху Берсирову было присвоено звание Заслуженного художника Республики Адыгея. В 1990 году он становится директором картинной галереи. За годы своей работы Берсиров проявил множество граней своего блистательного художественного дарования. Он работал и в качестве театрального художника, оформляя спектакли, создавал плакаты, оформил более 50 книг и журналов, в том числе «Новый мир», «Глагол Кавказа», альманах «Дружба». Абдулах Берсиров – автор эскизов всех правительственных наград Республики Адыгея.
Берсиров явился главным художником снятого в 1994 году фильма «Сумерки надежд», который был удостоен I премии кинофестиваля в Испании в номинации «Лучшая этнография». Получили премии и были отмечены призами многие творения Абдулаха Берсирова. В их числе I премия за проект Монумента науке (1998 год); I место за проект стелы «Адыгея» (1998 год); в том же году на конкурсе архитекторов он получил I место за проект входной части городского парка в Майкопе. Абдулах Берсиров является автором проекта Соборной мечети города Майкопа, которая удостоена III премии на Всероссийском фестивале в Москве. В 1992, 1998 годах в Анкаре, Стамбуле и Дамаске состоялись персональные выставки Абдулаха Берсирова. Однако, талант Берсирова проявляется не только в сфере изобразительного искусства. Свой вклад он внёс и в адыгскую поэзию. Написанные им стихи глубже и ярче раскрывают многогранный мир художника, который является также и знатоком адыгского фольклора. Абдуллах Берсиров – художник поистине ренессансного масштаба, совмещающий в себе дар живописца, графика, архитектора, поэта, певца, артиста и художника-постановщика. Творчество этого выдающегося представителя адыгского искусства тесно соприкасается с народным фольклором, оно буквально пронизано сюжетами из адыгской истории и мотивами культурного наследия адыгов.
Одной из блистательных работ Абдулаха Махмудовича является монументальный комплекс «Единение и Согласие» представляет собой архитектурное сооружение, выполненное в форме адыгского очага, который издревле считается материальной и духовной основой дома и семьи. На памятнике изображены рельефные композиции обрядовых и мифологических сцен, а также барельефы выдающихся деятелей истории и культуры адыгов. Площадь комплекса составила 113 кв. метров, высота памятника – 20 метров. Скульптурная композиция, прежде всего, призвана олицетворять гордость за свой народ, отражать его непростую судьбу, не только трагические, но и славные страницы его истории, а также многогранную культуру черкесов.
Одно из названий проект – «Очаг памяти». Очаг, имевший в жизни черкесского (адыгского) народа глубоко символичное название, - один из самых ярких и монументальных элементов архитектуры адыгов. Очаг - символ гостеприимства, изобилия и миролюбия. Пожар войны погасил тысячи очагов... Идея проекта - создание единого очага для всех адыгов и приглашение других к теплу, диалогу и взаимопониманию.