Делегация из трех республик Северного Кавказа: Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии — отправилась по следам своих предков — адыгов, или, как их принято называть по-русски, — черкесов. Мало кто знает, что этот кавказский этнос присутствовал на Крымском полуострове на протяжении долгих четырехсот лет.
Колонна автомобилей с развевающимися черкесскими флагами (зеленое полотно с золотыми звездами и скрещенными стрелами) преодолела более тысячи километров из самых далеких уголков Северного Кавказа и прибыла в Бахчисарайский район, где когда-то проживали знатные черкесские (адыгские) династии.
Среди кавказских гостей был прямой потомок легендарного общественно-политического деятеля и дипломата XVIII века Джабаги Казаноко, который предотвратил войну между кабардинским княжеством и крымским ханством.
Казбек Казаноков, село Зеюко, Карачаево-Черкесия, РФ:
«Я решил приехать сюда, чтобы в первую очередь увидеть, куда прибыл Джабаги Казаноко во второй половине XVIII века во главе дипломатической миссии, чтобы предотвратить войну. Ведь известно, что после переговоров с крымским ханом очередная война, которая назревала между ханством и кабардинским княжеством, не состоялась. И Джабаги сыграл в этом немаловажную роль».
Известно даже, где именно Джабаги Казаноко встретился с ханом Менгли II Гераем — в комнате для переговоров в Ханском дворце, в Бахчисарае. Это стало настоящим событием, поскольку в начале XVIII века отношения между крымскими ханами и черкесскими князьями складывались не самым лучшим образом. В 1708 году на территории Северного Кавказа произошла знаменитая Канжальская битва, в ходе которой черкесы разгромили 50-тысячное войско крымских татар и турок — в основном благодаря тактике внезапного нападения, предложенной Джабаги Казаноко, советником кабардинского князя.
Впрочем, воевать с турками и крымскими татарами им было не впервой: еще во времена существования в Крыму византийского княжества Феодоро черкесы входили в княжескую элиту Мангупского государства и составляли основную часть кавалерии.
Андрей Осташко, писатель-краевед:
«Представители черкесского народа, среди которых были и князья, и дворяне высших сословий, входили в элиту княжества Феодоро. Всадники составляли и конную гвардию, и гвардию самого князя, и несли пограничную службу в самых северных владениях княжества, на границе с Крымским ханством. В том числе и в Черкес-кермене».
Кстати, именно адыги (черкесы) составляли основу кавалерии княжества Феодоро, ведь кавказцы издавна славились как наездники, поэтому черкесская легкая кавалерия считалась одной из лучших в мире.
Память хранят названия
Черкес-кермен дословно переводится как крепость черкесов. До наших дней здесь сохранилась так называемая Девичья башня — Кыз-куле. Хотя этнографы настаивают на том, что название дошло в искаженном виде, а изначально звучало как Кёз-куле, что означает «дозорная башня».
Андрей Осташко:
«Археолог Веймарн, проводя исследования этой башни, обнаружил шесть тамг — фамильных знаков нескольких черкесских субэтносов, в том числе и рода Болотоковых. Князю Хатажуку Болотокову, кроме Черкес-Кермена, подчинялись аулы Биюк-Каралез (ныне село Красный Мак), Юхары-Каралез (Залесное), Заланкой (Холмовка) — вся эта территория замыкала подходы к княжеству Феодоро и к самому Мангупу, где была столица. И вдоль реки Бельбек располагались их цитадели, гарнизоны и целые аулы».
Четыреста лет присутствия адыгов на крымской земле (с XIV по XVIII век) не прошли бесследно. В топонимике, помимо Черкес-Кермена, сохранилось еще около двух десятков крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, до 1945 года село Голубинка называлось Фоти-сала, что с черкесского переводится как «село, дающее мед», а нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз.
С планами на будущее
После падения княжества Феодоро и захвата Крыма Османской империей, в конце XV века черкесы продолжают влиять на местную политику, в том числе и на Крымское ханство. Известно, что молодые ханы воспитывались на Кавказе в черкесских семьях и, по одной из версий, даже присягали на верность своей стране на адыгском языке.
Черкесская делегация посетила медресе в Бахчисарае, где в молодые годы проходил обучение знаменитый кабардинский князь Измаил-Бей Атажукин, прототип героя лермонтовской поэмы. А также побывала в известном пещерном городе Эски-Кермен, также форпосте княжества, недалеко от Черкес-Кермена, где сохранились остатки византийской базилики.
Сегодня о присутствии черкесов напоминают лишь названия и исторические документы. Часть адыгского народа, жившего некогда на крымской земле, покинула ее во времена присоединения полуострова к Российской империи, а часть ассимилировалась, смешавшись с другими многочисленными этносами Крыма.
Сегодня черкесы, впервые массово и организованно посетившие Таврику, надеются, что в будущем, возможно, удастся создать в Крыму культурно-исторический центр и проводить фестивали кавказской культуры. Впрочем, первая ласточка уже была два года назад — летом 2011 года на территории Черкес-Кермена состоялся фестиваль «Кавказское застолье», на котором выступали известные музыкальные и танцевальные коллективы Адыгеи, и, конечно же, произносились настоящие кавказские тосты...
Автор: Алексей Правдин
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 258 от 22 ноября 2013 года