В Музее ИЗО КБР прошла долгожданная персональная выставка «Предания» народного художника КБР, члена-корреспондента Российской Академии художеств Руслана Цримова.
А позже состоялся вечер «Нарт пщыналъэхэр», на котором Руслан Цримов читал отрывки из своей будущей книги, основанной на нартском эпосе, его героях: Сатаней, Бадыноко, Сосруко, Малечипх, Щауе.
Изучая творчество Р. Цримова, можно охарактеризовать его как исследователя, философа. В своих работах он показывает зрителю, новый угол зрения на наследие адыгского народа, глубоко переосмысливая его.
Сам художник говорит, что нартский эпос – наше бесценное наследие. «Его повесили на «стенку», как музейный экспонат, реликвию, давно минувших дней, тем самым, предавая забвению и разрушению. «Священная корова», до которой нельзя дотронуться. Это неправильно. Над ним нужно работать, он должен жить».
На открывшейся выставке, в работах Цримова ожили герои нартского эпоса, древние обряды и сказания, которые помогают проникнуть в историю и мировоззрение народа, в понимание им жизни и смерти, бытия которые формировались на протяжении многих веков.
Художник, «перекидывая мост» через столетия, открывает другим целый мир преданий, иносказаний, фольклора адыгского народа. Руслан Цримов – проводник в этот мир.
Художник говорит, что экспозиция не является новым этапом его творчества. «Здесь интересен сам нартский эпос, а не мое творчество».
Цримов-художник не навязывает зрителю своё видения, свою трактовку эпоса. Наоборот, подчеркивает субъективность и интерпретацию индивидуального переосмысления его сюжетов и героев.
Поражает глубина мысли художника, его неравнодушие и заинтересованность в исследовании ментальности адыгского народа, его души. Книга Цримова, на мой взгляд, очень важна для понимания нашего наследия, его переосмысливания, отхождения от устоявшихся представлений о нём. Для понимания полноты и глубины нартского эпоса и его роли в мировой культуре, в понимании мироздания, культурных и сакральных связей всех народов мира.
Виртуозное владение кабардинским языком (хотя сам Цримов и отрицает это), глубокие познания в разных областях искусства и науки, философские размышления художника заставляют задуматься о том, насколько мало мы знаем о своем наследии, богатстве языка, мудрости и глубинной внутренней красоте адыгского народа.
Диана МАШЕЗОВА.
Фото автора.