С давних времен адыги были знакомы с культурой винограда и занимались ею так же энергично, как и плодоводством, особенно в причерноморских районах, где почвенно - климатические условия были благоприятны для развития этой культуры.
Адыги разводили поздние столовые и винные сорта винограда. Значительная часть урожая винограда потреблялась в свежем виде. Кроме того, перерабатывали виноград на вино, водку и спирт. Иногда для усиления крепости к виноградному соку добавляли мед. Напитки отличались высокими качествами и большой крепостью. Виноделие особенно сильно было развито у натухайцев, шапсугов и убыхов (адыгские племена, жившие на территории от Анапы до Сочи).
Некогда процветавшие виноградарство и виноделие пришли в упадок с момента появления магометанства.
Как известно, употребление вина запрещается мусульманской религией. Продолжительное время муллы вели борьбу против виноделия и виноградарства, требуя уничтожения виноградников, как источника виноделия.
Местное население долго и упорно сопротивлялось запрету вина. Тем не менее муллы (эфенди) добились уничтожения большинства ценных адыгских винных сортов винограда. Во время Кавказской войны уцелевшие сорта подверглись той же участи, что и адыгские сады, т. е. почти все погибли. Из бывшего некогда большого сортимента сохранилось только около 10 сортов, которые можно встретить в адыгских аулах Большой и Малый Кичмай, в I, II и III Красно-Александровских аулах, Лазаревского района, и в некоторых селах Адлерского района.
О наличии развитого виноградарства у адыгов свидетельствуют многие авторы. И. С.Адыги-3001.jpg Хатисов в 1867 г. пишет: «Местами разбросаны густые виноградные сады, в которых лозы пущены по ольховым деревьям». Дальше он продолжает: «Окрестности этого места (устье долины реки Аше. — Н. Т.) богаты виноградниками... Виноградников много не только на склонах ущелья р. Аше, но и в соседних ущельях и горах».
М. Баллас указывает, что «в некоторых местах находим очень хороший и крупный виноград. По показанию Е. А. Рейбота, на приобретенном в 1891 г. участке земли в 500 десятин, близ Туапсе, им было найдено до 50 десятин заброшенных черкесских виноградников, засаженных тремя превосходными сортами».
По утверждению большинства авторов, адыгские вина по своим вкусовым и другим достоинствам не уступали французским и греческим винам. «Вино, изготовляемое убыхами, натухайцами и абазинами, — по свидетельству одного из русских источников первой половины XIX века, — хорошего вкуса, и водка их нисколько не уступает доброте французской». (Цитируется по машинописи: С. К. Бушуев, Е. С. Зевакин и др. «История Адыгеи». 1952 г., 332 стр.).
В 1837 году царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал: «Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка».
Белл пишет, что «многие из них (из адыгов. — Н. Т.) вместе с другими стаканами пьют... напиток из меда и виноградного сиропа; этот напиток я неоднократно видел горящим подобно крепчайшему вину...». Тот же автор свидетельствует о том, что «абазины и убыхи приготовляют вино, которое по вкусу походит на кипрское и другие греческие вина». (Цитируется по И. С. Хатисову).
Местные жители, адыги-старики, рассказывают, что виноградарство и виноделие было широко развито на всем пространстве между реками Туапсе и Мзымта. Самые лучшие вина приготовляли жители долины рек Аше, Псишо, Шахе. По-адыгски виноградный куст называется сэнэкуаш или сэнэчIыг; вино — сан; посуда, из которой пьют вино,— бжъэ, что означает в переводе на русский язык —«рог».
Действительно, в прошлом адыги пили все спиртные напитки из рогов, отделанных серебром и другими материалами. В адыгском языке нет названий: «стакан, бокал, рюмка» и т. д., все эти названия позаимствованы из русского языка.
О некогда процветавшем у адыгов виноделии свидетельствуют древние кувшины для вина — чад, сохранившиеся и до наших дней в адыгских аулах, например, в III Красно-Александровском ауле у колхозницы Нибовой Ашерхан Кериевны, в Большом Кичмае — у колхозницы Кушахан Ачмизовой и др.
Заросли диких лиан, дающих ягоду, на Кавказе были своеобразным ботаническим фондом, из которого человек отбирал самое лучшее. Сначала он осваивал заросли, собирая созревшие ягоды, затем попытался приблизить эти растения к местам обитания людей. Стремясь сохранить урожай, отжимая сок, люди, естественно, получали вино. Появилось виноделие. Наиболее вероятным центром формирования этой своеобразной культуры виноградной лозы была территория современной Грузии, часть приморских районов Абхазии и Краснодарского края.
Мусульманское завоевание нанесло большой урон виноградарству и виноделию северо-западных регионов Кавказа.
К периоду русско-турецких войн виноградарство и виноделие приостановилось. В конце XVIII века адыгейское виноградарство и виноделия практически исчезает. По мнению ученых, причиной этого факта явилось обращение язычников адыгов в ислам. Муллы проповедовали борьбу с вином и виноградной лозой, как источником виноделия. По настоянию служителей культа большинство виноградных лоз было уничтожено, остались только немногочисленные лозы для получения столового винограда. Только отдельные семьи наперекор всему сохранили винные сорта винограда. Некоторые адыги отказались принять ислам, не желая отказаться от виноделия. Одним из таких людей был старик Гербо из Красноалександровского аула, в усадьбе которого сохранился виноград сорта сантах.
Необходимо отметить, что местные сорта не были описаны в литературе до середины нашего столетия. В настоящее время аборигенные сорта, лучшими из которых являются напи-кичмайский и сантах (в переводе «шершавый»), используются для селекционных работ.
Несмотря на то, что на территории адыгейских и абхазских племен находились большие греческие колонии, такие как Питиус, Диоскурия, Зуфу и другие, виноградарство и виноделие местных племен оставалось самобытным и не изменяло традиционным способам приготовления вин.
Тхагушев Н.А.,
выдающийся деятель науки РСФСР, плодовод-селекционер,
бывший зав. Кафедры Кубанского сельскохозяйственного института.