Когда я пришел в «Нальмэс», мне в наследство достался хороший молодой состав, поле деятельности было открыто - работай, и все. И если что-то, так скажем, не получится в творчестве, то винить некого. Но я рад этому! Потому что, когда вся ответственность лежит только на тебе, начинаешь подходить ко всему очень тщательно. Мы всегда много работали с коллективом, работаем и будем продолжать это делать, ведь предела прекрасному нет. Мы ставим очень высокие цели и задачи, чтобы идти еще дальше, расти и развиваться, становиться лучше.
Нам повезло еще и в том, что у нас есть поддержка, а это очень важно. Ведь именно она вселяет уверенность и покой.
Расскажите, как в Вашей семье зародилась танцевальная династия?
Династия начинается с моего дедушки. Он был трактористом, потом служил на Сахалине. Там ему очень понравилось чечетка, и он начал свою карьеру именно с неё. Когда вернулся, снова стал трактористом, и только спустя время, когда ансамбль уже функционировал, его, молодого и одаренного, туда пригласили. С этого началась династия. А дальше все проистекало до сегодняшнего момента. Когда дедушка вывел на сцену своих сыновей, в Советском Союзе это были первые дети, которые танцевали.
Мы слышали, что дедушка был знаком с Эсабаевым?
Да, они познакомились здесь на концерте, и потом их дружба продолжалась очень долго. Дедушка и меня с ним познакомил, я его очень хорошо помню. Когда мы с ним встречались, я был еще совсем маленьким и часто сидел у него на коленях, как у родного человека.
Вообще много с детства теплых и приятных воспоминаний. Хорошо помню свое знакомство с еще одним другом нашей семьи - Сергеем Федоровичем Медуновым. Я тогда учился в первом классе, и вот, после концерта, меня повели в кабинет и представили ему. А через несколько дней за мной в школу приехали и забрали меня на машине, привезли домой, подарили коробку апельсинов, именные часы «Моему внуку от Сергея Фёдоровича Медунова» и заламинированную фотографию, она у меня до сих пор дома, как память.
Вообще, знаете, возможно, это ностальгия, детские воспоминания, но мне почему-то кажется, что раньше все концерты проходили более волнительно. К ним был особенный торжественный подход. Я помню это по тому, что происходило дома перед выступлением. Это было нечто большее, чем просто подготовить программу и выйти на сцену, это было как-то намного глубже и значимее.
Как прошел тур по Китаю?
Все прошло на достойном уровне. Я вообще считаю, что «Нальмэс» – это коллектив, который можно показывать на разных площадках страны и мира.
Так, мы часто участвуем в мероприятиях государственного уровня, где присутствует президент. Недавно мы выступали на саммите в Сочи. Когда в часовой концерт укладывают огромную страну и наш ансамбль работает, представляя именно республику Адыгея, – это многого стоит.
А что скажете о выступлении на Олимпиаде?
Там была представлена вся Россия, но «Нальмэс», наверное, работал дольше всех. Мы находились там на протяжении Олимпиады и Паралимпиады. Особенно мне было приятно отметить, что министерство культуры позволило мне приехать на площадки раньше и осмотреть все места, где будет работать ансамбль.
Много желающих танцевать в ансамбле?
Сегодня люди идут в ансамбль достаточно охотно, и у меня есть возможность выбирать. Конечно, не бывает все безоблачно, но сейчас ситуация кардинально изменилась даже по сравнению с тем, что было в момент моего прихода.
А что касается тех, кто танцевал в ансамбле в 90-е годы, то их я вообще считаю героями. Когда зарплату людям не платили месяцами, эти люди продолжали работать. Они сделали огромный рывок, переступили целую ступень. Когда все выживали, «Нальмэс» становился таким, какой он есть сейчас – крупным академическим ансамблем.
Как прошел гастрольный тур?
Гастроли мы провели достаточно успешно и насыщенно, как и планировали. Юбилейный сезон мы завершим в Москве 20 мая в зале имени Чайковского.
Моей задачей в этом году было показать ансамбль в таком ключе, чтобы, не разрушив золотого фонда, показать что-то новое. Есть замечательное высказывание Игоря Александровича Моисеева на эту тему: «Фольклор недостаточно любить и пропагандировать, его надо развивать. Если мы не будем этого делать, то мы непременно уйдем в прошлое».
Расскажите о работе коллектива?
Коллектив работает, и мне кажется, что он всегда работает так, как им руководят. Это же человеческая натура. Главное - задать определенный тон и ритм работы, тогда его почувствуют и будут действовать, исходя из него. Всегда можно заинтересовать человека делом.
Вообще, они достаточно гибкий коллектив. Я бы не сказал, что очень сложно с ними работать. Я как говорил, так и буду говорить: если что-то не получится, я знаю, что виноват только сам, потому что свалить на коллектив - это проще всего. Что касается сплоченности, то это ансамбль, он не может быть другим. Они постоянно вместе. Большую часть своей жизни проводят таким составом. Что касается профессионализма, то я считаю, нет предела совершенству.
Оказывает ли государство Вам поддержку?
Да, мне очень повезло, в тот период, когда я пришел в коллектив поддержка, оказалась особенно мощной.
Любое наше желание встретиться и обсудить что-то всегда встречалось Асланом Китовичем и Муратом Каральбиевичем с большим теплом. Они очень многое сделали для нас. Причем эта поддержка видна и ощутима. Это и отопление в зале, которого не было на протяжении долгих лет. И наш новый автобус, который мы выбирали не по ценнику, а по комфорту и качеству, и знакомство с нашим спонсором. Не было такого отношения и такой помощи от государства раньше.
Также хочется отметить Беллу Шеуджен, которая курирует «Нальмэс» и всегда идет нам навстречу. Именно она помогла набрать спецкурс, где будет идти подготовка специально под наш ансамбль, под программу «Нальмэса». В общем, все для нас.
Также у нас появился партнер «Картонтара» - в лице исполнительного директора Сергея Петровича Погодина. Наши отношения даже сложно назвать спонсорскими, потому что они поддерживают нас, мы всегда рядом с ними на всех мероприятиях. Это определенная взаимная забота и участие. У нас на сегодняшний день будет около 9 субсидий с квартирами. 9 артистов сможет приобрести себе жилье, думаю, на сегодняшний день мало кто может порадоваться такому.
Так что касательно поддержки- она действительно есть. Потому что на словах очень многие могут любить и критиковать, а вот сделать что-то реальное - это уже совсем другой разговор.
С какими известными личностями и компаниями Вы работали?
Для начала с Виктором Гавриловичем Захарченко - это балетмейстер, который очень много сделал в формировании моего постановочного цикла и восприятия сценического образа. Сейчас я просто делаю то, что чувствую и не могу по другому.
Также за 10 лет моей работы в Японии, в компании «Большой цирк», мне довелось поработать с лучшими в своем роде. И думаю, мы еще посотрудничаем.
Конечно же, хочется отметить и участие в проекте в Англии, куда меня пригласили. И работу с воздушными гимнастами, призерами фестиваля в Монте-Карло, где я ставил номер Лишеру Алиеву «Гусарская Баллада».
Много есть что вспомнить…Мое соприкосновение с Игорем Александровичем Моисеевым. Когда-то я был принят в его труппу, но так сложились обстоятельства, что пришлось уехать. Хотя даже то краткое общение, нахождение в зале, когда я туда просматривался, отложило очень серьезный отпечаток.
И когда я туда вернулся и общался с коллективом после постановки, так получилось, что я также стоял перед коллективом, как ровно 24 года назад, когда приезжал как танцор. Так же они передо мной сидели, только тогда я танцевал, а в этот раз показывал поставленный номер. Наверное, какой-то подарок судьбы для меня, раз я не смог там поработать, потанцевать, соприкоснуться с чем-то гениальным, я это сделал в качестве балетмейстера и, в принципе, если я скажу, что счастлив, - этого будет мало. Любой был бы счастлив соприкоснуться с тем, что сделал гений, а он такой и есть и будет и коллектив у него гениальный. И это понимаешь, когда у меня спрашивают, КАК это?
Объяснить это сложно. Просто нужно быть на моем месте, чтобы это прочувствовать. То, что вы видите на сцене, - это одно, а когда ты с ними работаешь - это абсолютно другое, ты видишь репитиционный процесс, находишься внутри этой семьи, и это все гениально.
Что бы Вы хотели пожелать своему коллективу?
Я хочу пожелать своим артистам в первую очередь здоровья, это звучит как будто бы банально, но это всегда нужно. Мне очень во многих моментах не хватало здоровья, когда травмы мешали работать, а для танцора травма - это шаг назад, потом заново нужно форму набирать.
«Нальмэсу», конечно же процветания. Чтобы много раз еще он справлял свои юбилеи и на самой самой вершине искусства чтобы о нальмесе так же говорили, как сегодня говорят о величайших коллективах, и знали везде, что есть такой ансамбль.
Планируете ли Вы новые проекты?
У нас всегда идет постановочный творческий процесс, потому что нам этим интересно заниматься и мне лично. Поэтому, конечно, мы будем выдавать новые проекты. Заранее говорить не хочется, но я уверен, что мы порадуем наших зрителей.
Беседовала: Анастасия Корепанова
Фото: Яна Шульц, Темиркан Васильев