» » » ПРОЕКТ - МАНИФЕСТ О НАЦИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ)
ПРОЕКТ - МАНИФЕСТ О НАЦИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) 17:25 Воскресенье 0 1 802
23-07-2017, 17:25

ПРОЕКТ - МАНИФЕСТ О НАЦИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ)

Всё то, что создавалось и хранилось многие века адыгским (черкесским) народом: его язык и диалекты, правила Адыгэ Хабзэ, фольклор, народные песни и танцы, его традиционные народные обряды и обрядовые игры, его народные художественные промыслы и изделия их мастеров, его искусство, включая произведения и работы адыгских (черкесских) деятелей культуры, научные исследования его ученых, природные и искусственные памятники его культурного наследия, черкесские сады, традиционные особенности адыгской кухни – всё это следует считать по праву национальным культурным достоянием адыгов (черкесов).
Национальное культурное достояние – это общественное благо и культурные ценности, которые принадлежат всему народу, с учетом сроков авторского права по законодательству и с безусловным требованием признания интеллектуальных прав этого народа на него со стороны других народов и наций.
Мы – адыги (самоназвание) - черкесы (иноназвание) включаем всех потомков 12 адыгских (черкесских) племен, которые отмечены 12 звездами на адыгском (черкесском) флаге: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, егарухаевцы, кабардинцы, мамхеговцы, махошевцы, натухайцы, хатукаевцы, чемергои (темергоевцы), шапсуги, убыхи.
Сегодня мы, адыги (черкесы), стоим перед реальной угрозой безвозвратного исчезновения национального культурного достояния нашего народа и присвоения интеллектуальных прав на него другими народами. Общее советское наследие привело к обобщению принадлежности объектов национального культурного достояния одного народа и их признания своими другими народами.
Век общенационального строительства привел к стиранию принципов народной идентичности и размыванию культурологических границ между народами. Более того, научно не признается принадлежность археологических находок по месту их расположения, намеренно фальсифицируются исторические данные и факты, целенаправленно указывается ложная принадлежность интеллектуальных прав найденных археологических арт-объектов и объектов культурного наследия адыгов (черкесов).
Сегодня мы, адыги (черкесы), должны выступить за четкое определение всех объектов национального культурного достояния нашего народа и создать все необходимые условия для его сохранения. Мы должны осознавать, что в будущем только национальноe культурное достояние адыгов (черкесов) станет основным принципом определения национальной идентичности. Запущенный век назад процесс глобализации мира неумолимо приведет к унификации культурных ценностей народов, стран и континентов.
При этом следует помнить, что «основополагающим условием признания определенного объекта материального и духовного мира национальным достоянием является их исключительный, неповторимый, уникальный, неоценимый характер. Следовательно, объектами, которые составляют национальное достояние, признаются уникальные объекты естественного или искусственного происхождения, особо ценные в материальном и духовном отношении, не поддающиеся восстановлению в случае их разрушения или такие, утрата которых может иметь серьезные негативные последствия для развития народа» (2).
Основными признаками, присущими национальному культурному достоянию народа, являются:
1) универсальность для всего народа;
2) уникальность объектов национального культурного достояния, которые характеризуются исключительностью, присущими лишь им особенностями, единственными в своем роде;
3) неоценимость достояния, которое невозможно оценить в полной мере из-за отсутствия объективных критериев оценки интеллектуальных прав и труда;
4) Неотчуждаемость: объекты национального культурного достояния не могут служить предметом экономических и торговых сделок;
5) Безусловная принадлежность народу (1).
Сегодня мы, адыги (черкесы) должны защищать свое наследие и сообща со всей ответственностью выступать за признание интеллектуальных прав нашего народа на материальные и духовные объекты национального культурного достояния, как универсальной для всех адыгских (черкесских) субэтносов совокупности определенных неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными (2).
В первую очередь, таковыми следует признать и в общественном порядке, и в научном сообществе, и законодательно следующие объекты национального культурного достояния адыгов (черкесов):
• Адыгский (черкесский) язык и его диалекты (адыгейский язык на основе темергоевского диалекта; кабардинский язык, шапсугский, бесленеевский и бжедугский диалекты);
• Этический кодекс Адыгэ Хабзэ как универсальный для всех адыгских (черкесских) субэтносов и уникальный свод неписаных правил и законов, норм обычного права, моральных принципов, определяющих поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом;
• Адыгский (черкесский) флаг («Адыгэ нып») с 12 звёздами, которые обозначают 12 адыгских (черкесских) племён, тремя перекрещёнными стрелами, зелёный цвет флага символизирует жизнь, вечность (25 апреля – День адыгского (черкесского) флага);
• Адыгский (черкесский) фольклор как универсальная для всех адыгских (черкесских) субэтносов и уникальная совокупность Нартского эпоса, легенд, сказаний и сказок, народных героических песен и песен-плачей (гыбзэ);
• Традиционные народные обряды и обрядовые игры адыгов (черкесов), сопровождавшие все направления жизнедеятельности народа, включая рождения ребенка, его первого шага, свадьбы и похорон;
• Народные художественные промыслы адыгов (черкесов), как производство предметов быта и обихода, украшения и снаряжения по старинным технологиям, включая златокузнечество, кузнечество (адыгский нож, кинжалы, черкесская сабля и шашка); золотое шитье (шитье «гладью», «в прикреп», басонное плетение), ткачество (циновки, гобелены), шорное дело (изготовление черкесского седла и его деталей), изготовление свадебных атрибутов (изделий из орехов), шитье национальной одежды (платья, черкески, национальные рубашки, шапки и т.д.), изготовление национальных музыкальных инструментов (къамыль (адыгская флейта), шичепщын (адыгская скрипка), пхъычыч (трещотки) и т.д.), работа по дереву (домашняя утварь, панно), изготовление снаряжения (кольчуга, шлем, пояса и т.д.);
• Национальная одежда (сделанная по старинным технологиям) (28 сентября – День национального адыгского (черкесского) костюма):
Мужская одежда (черкеска (цые), башлык (шхъэрыхъон), бурка );
Женская одежда (cае, нагрудная застежка, шапка с галунами, в форме шлема (дышъэ па1о), женский пояс);
Украшение (золотое шитье уникальных адыгских орнаментов, басонные изделия);
Снаряжение (черкесское седло, шлем мужской, кольчуга, адыгский нож, кинжал, черкесская шашка, мужской пояс (бырыпхъ), газыри);
• Национальные музыкальные инструменты (пщынэ - гармошка, шичепщын - скрипка, пхъычыч - трещотки, къамыл - флейта);
• Народные адыгские танцы (Наиболее распространенные танцы «Зафак», «Зыгъэлъат», «Исламей», «Кафа»,, «ЛъэпэкIас», «Удж», «Удж-хъурай»);
• Предметы быта и декорирования (циновки, панно с золотой вышивкой с уникальными адыгскими орнаментами, походное блюдо из дерева, къушэ - деревянная люлька, деревянные ходунки);
• Черкесские сады как универсальный для всех адыгских (черкесских) субэтносов и уникальный вид культивирования плодовых насаждений (яблоня и груша, фундук и грецкий (черкесский) орех), отличается хорошей урожайностью, долговечностью, высокими вкусовыми качествами и хорошей сохранностью;
• Традиции адыгского (черкесского) наездничества и джигитовки, выражавшиеся в этикете всадничества и воспитании наездников (в старину через институт аталычества), в зек1уэ (конных походах), а также в разведении особых черкесских пород лошадей;
• Природные и искусственные памятники культурного наследия адыгов (черкесов) (В Адыгее: Большой Тхач, водопады Руфабго, камни в Хамышках, дольмены и т.д., в Кабардино-Балкарии: Эльбрус, Карачаево-Черкесия: Башня Адиюх, памятник Черкесским женщинам в Бесленее);
• Блюда национальной адыгской (черкесской) кухни (Адыгейский и кабардинский сыры, щипс и смесь к нему, Адыгская соль, щэлам /лакумы, халуж, губат, хьалыу, курамбий, палькао, джэнчщипс, апэщипс, бахъсым).
Все жанры и виды народного творчества и искусства адыгов (декоративно-прикладное искусство, изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика), литература, театр, музыка, кино, архитектура) следует так же включить в национальное культурное достояние адыгского (черкесского) народа с учетом действующего законодательства об авторских правах деятелей культуры и основополагающих принципов признания арт-объекта национальным культурным достоянием.
Сегодня мы, адыги (черкесы), должны предпринять все усилия и меры во избежание потери уникальных объектов национального культурного достояния нашего народа, для сохранения редких народных промыслов и ремесел, а также с целью исполнения своего так называемого «долга» перед будущими поколениями. Пока в этом направлении государственной поддержки оказывается не достаточно. Поэтому современные адыги (черкесы) должны построить собственную эффективную модель защиты и сохранения национального культурного достояния своего народа.
К таким необходимым усилиям и мерам следует отнести:
– экономические меры, направленные на финансирование всех культурно-образовательных и природоохранительных программ и проектов; включая запрос на государственную поддержку, поиск спонсорских и меценатских средств от организаций, предприятий, фондов и частных лиц, крауфтфайдинг;
– политические меры, характеризующиеся активной поддержкой региональных властей, региональных отделений политических партий и региональных общественных адыгских (черкесских) организаций всех программ, в том числе законов и проектов, носящие культурно- и природоохранительный характер;
– охранительные меры, касающиеся в первую очередь деятельности региональных силовых структур, компетентных и судебных органов в рамках охраны объектов национального культурного достояния адыгов (черкесов); а также создания общественного контрольного органа в форме Центра (Союза или Ассоциации) защитников национального культурного достояния адыгов (черкесов);
– образовательно-культурные меры, содержащие меры, связанные с определением универсальных для всех адыгских (черкесских) субэтносов объектов национального культурного достояния, закреплением его юридического статуса законодательным путем на региональном уровне, его продвижением через образовательные и культурные программы и проекты как на территории России, так и за её пределами, культурологическим воспитанием подрастающего поколения, развитием в нем уважения и любви к национальному культурному наследию адыгского (черкесского) народа, а также воспитанием толерантности и уважения к культурам других народов;
– административно-правовые меры, которые заключаются в совершенствовании структуры государственного и общественного управления национальным культурным достоянием адыгов (черкесов) и его законодательном регулировании на региональном и международном уровнях.
Мы, современные адыги (черкесы) должны сплотиться в решении задач по определению, сохранению и продвижению своего национального культурного достояния и исполнить свою миссию, сделав три основных шага.
ПЕРВЫЙ ШАГ – компетентно и четко определить полный список материальных и нематериальных объектов национального культурного достояния нашего народа, исходя из научно и общественно признанного спектра объектов культурного наследия адыгов (черкесов); сделать полный реестр с подробной описью этих объектов, привлекая региональные и федеральные научно-исследовательские институты и адыгских (черкесских) историков, полагаясь на первоисточники (например, записки и исследования иностранных и русских путешественников X – XIX вв.).
ВТОРОЙ ШАГ - установить правовой статус объектов национально-культурного наследия адыгов (черкесов) и закрепить интеллектуальное право адыгского (черкесского) народа на них законодательным путем, сперва, на региональном уровне, затем на федеральном, и в итоге на международном, привлекая региональные законодательные органы и международные правовые организации; определить объемы государственного финансирования проведения необходимых задач мер и мероприятий.
ТРЕТИЙ ШАГ – искать спонсорское финансирование путем обращения к фондам, частным лицам, через крауфтфайдинг для проведения образовательно-культурных программ в регионах и за его пределами, продвигать через культурные проекты наиболее полное представление всей «универсальной для всех адыгских (черкесских) субэтносов совокупности определенных неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными», которая и является научно определенное и законодательно признанное национальное культурное достояние адыгов (черкесов).
Все эти меры и шаги должны осуществляться систематично, активно и скоординировано, со всей ответственностью, чему будет способствовать создание международного Центра (Союза или Ассоциации) сохранения национального культурного достояния адыгов (черкесов), который будет действовать на основании Устава по программам трех категорий: краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной. Кроме того, этот орган будет осуществлять функцию координации и контроля за исполнением всей структуры управления национальным культурным достоянием адыгов (черкесов).
Культура – это один из основных критериев качества жизни народа, нации. А национальное культурное достояние, основанное на культурном наследии, сохраняемом веками, – это основополагающий принцип национальной идентичности.
Сегодня в эпоху возрождения адыгского (черкесского) языка, народных обычаев и обрядов, промыслов и ремесел, танцев и песен адыгов (черкесов) вопрос определения и установления юридического статуса национального культурного достояния нашего народа – один из актуальных и острых. И только от нас, современных адыгов (черкесов), зависит его решение, которое приведет, прежде всего, к сохранению адыгского (черкесского) народа в будущем и качественному улучшению его жизни.
Настоящий манифест обращен ко всем адыгам (черкесам) и всем, тем, кто высоко ценит культуру нашего народа, считает её уникальной и самобытной, и согласен сохранять её неоценимое богатое наследие для будущих поколений.
Библиография:
1. Бибаров А.П., Захаров А.В. Категория «национальное достояние» в юридической науке: проблемы теоретического понимания и применения// Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. науч. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 2010. № 1. С. 109–11
2. Шленчак Диана Алексеевна. Национальное достояние как самостоятельная правовая категория. Юридическая наука. 2015. № 3
THE MANIFESTO ABOUT THE NATIONAL CULTURAL TREASURE OF THE CIRCASSIANS
|Project|
All that was created and kept through centuries by the Adyghe (Circassian) people: his language and dialects, rules of the Adyghe Khabze, folklore, folk songs and dances, his traditional folk rituals and ritual games, his folk arts and works of their masters, his art, including works of the Adyghe (Circassian) artists, researches of his scientists, natural and artificial monuments of his cultural heritage, Circassian gardens, traditional specificities of the Adyghe cuisine – all this should be recognized by law as national cultural treasures of the Adyghes (Circassians).
The national cultural treasures are a public domain and cultural values, which belong to the whole people, subject to the terms of copyright legislation and with the absolute requirement of recognition of intellectual rights of this people in it by other peoples and nations.
We are Adyghes (self-name) and Circassians (innisfana) and we include all the descendants of the 12 Adyghe (Circassian) tribes, which are marked by 12 stars on the Adyghe (Circassian) banner: Abadzekhs, Besleneys, Bzhedugs, Egarukhays, Kabardians, Mamkhegs, Makhoshes, Natukhays, Hatukays, Tchemergoys (Temergoys), Shapsugs, Ubykhs/
Today, we, Adyghes (Circassians), are facing the real danger to lose forever the national cultural treasure of our people and to cede his intellectual rights in it to other peoples. The common Soviet heritage led to generalization of belonging of national cultural heritage objects of one people and to its recognition as own by other peoples.
The century of common national construction led to deletion of the national identity principles and to blurring of cultural borderlines between peoples. Moreover, they scientifically don’t recognize the appurtenance of archaeological finds with respect to their location, they deliberately falsify the historical data and facts, and they purposefully indicate the false belonging of intellectual rights of found archaeological objects and objects of cultural heritage of the Adyghes (Circassians).
Today we, Adyghes (Circassians), have to advocate for a clear definition of all objects of the national cultural treasure of our people and to create all necessary conditions for its keeping. We have to realize that in the future, only national cultural heritage of the Adyghes (Circassians) will be the main principle to determine the national identity. The globalization process, started a century ago, inevitably will lead to unification of cultural values of peoples, countries and continents.
Herewith, we have to remember "the fundamental condition of recognition of a certain object of the material and spiritual world as a national treasure is its exceptional, unique, invaluable character. Therefore, objects recognized as national treasures are unique objects of natural or artificial origin, especially valuable in material and spiritual sense, not recoverable in the case of their destruction or such objects the loss of which could have serious negative consequences for the development of the people".
The main features, inherent to the national cultural treasure, are:
1) universal character for the people;
2) uniqueness of objects of national cultural treasure which are characterized by exclusiveness, features inherent only to them and unique of a kind;
3) invaluable of heritage which cannot be fully evaluated because of the lack of objective criteria for evaluation of intellectual rights and labor;
4) inalienability: objects of national cultural heritage cannot serve as a subject of economic and trade deals;
5) absolutely belonging to the people.
Today, we, Adyghes (Circassians), have to protect our heritage and to advocate together and with full responsibility for the recognition of intellectual rights of our people to material and spiritual objects of national cultural treasure as an universal for all Adyghe (Circassian) subethnic groups totality of certain inalienable material, spiritual and intellectual resources and values having common national importance, recognized unique by the society.
In the first place, we have to recognize in the public, in the scientific community, by legislation following objects of the national cultural treasures of the Adyghes (Circassians):
• Adyghe (Circassian) language and its dialects (Adyghe language based on Temirgoy dialect; Kabardian language, Shapsug, Besleney and Bzhedug dialects);
• Ethic code of the Adyghe Khabze as universal for all Adyghes (Circassians) subethnic groups and the unique set of unwritten rules and laws, customary laws, moral principles determining behavior of individual and norms of society in general;
• Adyghe (Circassian) banner ("Adyge nyp") with 12 stars representing 12 Adyghe (Circassian) tribes, three crossed arrows, the green color of the flag symbolizes life, eternity (On the 25 April – the Day of the Adyghe (Circassian) banner);
• Adyghe (Circassian) folklore as a universal for all Adyghe (Circassian) subethnic groups and unique collection of the Nart epic poetry, legends, stories and tales, folk songs and heroic songs, laments (gybze);
• Traditional folk rituals and ritual games of the Adyghes (Circassians) accompanying all life directions of the people, including the child's birth, his first step, weddings and funerals;
• Folk crafts of the Adyghes (the Circassians) as production of household items, jewelry and equipment, according to ancient technologies, including gold smith, smith (Adyghean knife, daggers, Circassian sabre and sword named shashka); gold embroidery (sewing "satin stitch", "in-fastening", weaving of laces and galloons), weaving (mats, tapestries), saddlery (manufacture of the Circassian saddle and its parts), manufacture wedding accessories (objects with nuts), sewing of national clothing (dresses, Circassian coat, hats, etc.), manufacture of national musical instruments (khamil (Circassian flute), shichepshin (Circassian violin), pkhachich (rattles), etc.), wood work (utensils, panels), manufacture of equipment (armor, helmet, belt, etc.);
• National clothing (made according to ancient technologies) (on the 28 September is the national Day of the Adyghe (Circassian) costume):
Male clothing (Circassian coat (tsye), bashlyk, burka);
Female clothing (sae – traditional dress and coat, lapel buckle, hat with galloons, including a hat in the form of helmet (Dishe pao), women's belt);
Decoration (gold embroidery of unique Adyghe ornaments, weaved laces and galloons);
Equipment (Circassian saddle, male helmet, armour, Adyghean knife, dagger, Circassian sabre and sword (shashka), men's belt, stowage loops);
• National musical instruments (pshyne - accordion, shichepshin - violin, pkhachich - ratchet, khamil - flute);
• Circassian folk dancs (common dance "Zafak", "Zygalat", "Islamey", "Kafe", "Lepetchas", "Udzh", "Udzh-khuray");
• Household items and house decoration (mat, panel with gold embroidery of unique Circassian ornaments, dish of wood, сhose wooden cradle, wooden baby walker);
• Circassian gardens as a universal for all Adyghe (Circassian) subethnic groups and a unique view of the cultivation of fruit trees (apple and pear trees, hazelnut and walnut (Circassian) walnut) that has a good crop capacity, longevity, high taste qualities and good safety;
• Traditions of the Adyghe (Circassian) horsemanship and fancy riding presented in horseman’s etiquette and education of riders (in ancient times with the institution of education by atalyk), zekue – horse trekking, as well as in breeding of special Circassian horses;
• Natural and artificial monuments of cultural Adyghean (Circassian) heritage (In Adygheya: Tkhach, waterfalls Rufabgo, stones in Khamyshki, dolmens etc., in Kabardino-Balkaria: Elbrus, Karachay-Cherkessia: Adiyukh Tower, a Monument of Circassian women in Besleney);
• National Adyghe (Circassian) cuisine dishes (Adyghe and Kabardian cheeses, Ships and mixture to it, Adyghe salt, Shelam /Lakumy , Khaluzh, Gubat, Haliva, Kurambi, Palkau, dzhenchships, Apeships, Bakhsym).
We have to include all types and forms of folk creativity and art of the Circassians (decorative and applied arts, fine arts (painting, sculpture, graphics), literature, theatre, music, cinema, architecture) in the national cultural treasures of the Adyghe (Circassian) people subject to current copyright legislation and fundamental principles of the recognition of the art object as a national cultural treasure.
Today, we, Adyghes (Circassians) have to make all efforts and take measures to avoid the loss of unique objects of national cultural heritage of our people, to preserve rare folk crafts, and also for execution of its so-called "duty" to future generations. In present, the government support in this direction is insufficient. Therefore, the contemporary Adyghes (Circassians) have to create its own effective model of protection of national cultural treasure of their people.
These necessary efforts and measures include:
– economic measures aimed to finance all cultural and environmental programs and projects, including a request for state support, searching of sponsorship and philanthropic funding from organizations, businesses, foundations and individuals, crowdfunding;
– political action, characterized by active support of regional authorities, regional branches of political parties and regional public Adyghe (Circassian) organizations of all programs, including laws and projects with cultural and environmental character;
- protection measures relating primarily to the activities of regional legislation institutes, competent authorities and the judiciary in the framework of protection of national cultural heritage of the Adyghe (Circassians); and to creation of a public monitoring organ, for example, Center (Union or Association) of protectors of national cultural treasure of the Adyghes (Circassians);
– educational and cultural measures containing measures related to definition of universal for all Adyghe (Circassian) subethnic groups objects of national cultural treasure, consolidation of its legal status by legislation institute at the regional level, its promotion with educational and cultural programs and projects on the territory of Russia and abroad, cultural education of the younger generation, the development of his respect and love for the national cultural heritage of the Adyghe (Circassian) people, as well as education of tolerance and respect for cultures of other peoples;
–administrative and legal measures that are to improve the structure of government and public administration of the national cultural heritage of the Adyghes (Circassians) and its legal regulation at the regional level.
We, contemporary Adyghes (Circassians), have to unite in the task of definition, preservation and promotion of our national cultural treasure and fulfill your mission by making three main steps.
The FIRST STEP is to clearly define the complete list of tangible and intangible objects of national cultural treasure of our people on the basis of scientifically and socially recognized spectrum of cultural heritage objects of the Adyghes (Circassians); to make a full roster with detailed inventory of these objects, attracting regional and federal research institutes and Adyghe (Circassian) historians, relying on primary sources (e.g., notes and studies of foreign and Russian travelers of the X – XIX centuries).
The SECOND STEP is to establish the legal status of objects of national cultural treasure of the Adyghes (Circassians) and to consolidate intellectual rights of Adyge (Circassian) people on them by legislation, at first, at the regional level, then at federal level and finally in the world attracting regional legislative institutions and international organizations; to determine the amount of state financing the necessary measures and activities.
THE THIRD STEP is to seek sponsorship financing by applying to funds, individuals, through crowdfunding to provide educational and cultural programs in the regions and abroad, to promote with cultural projects the most complete presentation of the entire "universal for all Adyghe (Circassian) subethnic groups totality of certain inalienable material, spiritual and intellectual resources and values having common national importance, recognized by the society as unique" which is the scientifically defined and legally recognized national cultural treasure of the Adyghes (Circassians).
All these measures and steps have to be carried out systematically, actively and in coordinated manner, with full responsibility, to that will contribute creation of the international Center (Union or Association) aimed to preserve the national cultural heritage of the Adyghes (Circassians), which has to operate according to the Charter with programs of three categories: short, medium and long terms. In addition, this center will coordinate and control the execution of the total management structure of the national cultural treasure of the Adyghes (Circassians).
The culture is one of the main criteria of the life quality of the nation. And the national cultural treasure, based on the cultural heritage, preserved for centuries, is a fundamental principle of national identity.
Today, in the era of the Renaissance of the Adyghe (Circassian) language, folk customs and rituals, arts and crafts, songs and dances of the Adyghes (Circassians) the question of determining and establishing the legal status of national cultural treasure of our people is one of the most urgent and acute. And its solution depends on contemporary Adyghes (Circassians), it will lead to the preservation and unity of all Adyge (Circassian) people in the future and to improvement of his life quality.
The present Manifesto is addressed to all Adyghes (Circassians), to all those who appreciate the culture of our people, consider as unique and original, and agree to save his invaluable rich heritage for future generations.


Автор: Пресс-центром Международного фестиваля адыгской (черкесской) культуры
Рисунок флага: Казбек Коджешаускачать dle 11.3

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Более 900 сотрудников МВД будут обеспечивать безопасность в Адыгее в День знаний 17:00 Вторник 0 94 Более 900 сотрудников МВД будут обеспечивать безопасность в Адыгее в День знаний На совместном заседании Антитеррористической комиссии в РА и Оперативного штаба обсудили вопросы обеспечения безопасности в День знаний и состояние антитеррористической защищенности объектов