Диана Машезова: Уэркъ Хабзэ – Кодекс чести адыгского дворянства » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Диана Машезова: Уэркъ Хабзэ – Кодекс чести адыгского дворянства
Диана Машезова: Уэркъ Хабзэ – Кодекс чести адыгского дворянства 13:05 Пятница 0 6 918
20-07-2018, 13:05

Диана Машезова: Уэркъ Хабзэ – Кодекс чести адыгского дворянства



Понятие «Хабзэ», как в его узком социальном, сословном аспекте – Уэркъ Хабзэ, так и в более широком общенациональном – Адыгэ Хабзэ, является чрезвычайно насыщенным и всеохватывающим. Здесь подразумеваются явления не только этикетного характера, но и обряды, традиции, общественные институты, нормы обычного права, духовные, этические и моральные ценности адыгов.
Черкесское дворянство, девизом которого было «Хэбзэрэ зауэрэ» – «Честь и война», выработало свой рыцарский моральный кодекс, так называемый Уэркъ Хабзэ (уэркъ – рыцарь, дворянин; Хабзэ – кодекс обычноправовых, этикетных норм). Многие его положения, несомненно, вытекают из военного образа жизни и связанных с ним норм поведения. В качестве примера, аналогии такой культурной модели, связанной с войной, можно привести средневековый японский кодекс чести самурая «Буси-до» («Путь воина»), с которым Уэркъ Хабзэ имеет некоторые параллели.
Жизнь черкесского рыцаря (дворянина) регулировалась с рождения и до смерти неписаным кодексом Уэркъ Хабзэ. В основе этого кодекса лежало понятие «уэркъ напэ» (рыцарская честь).
В основе дворянского кодекса чести Уэркъ Хабзэ лежал общенациональный кодекс этикетных, моральных принципов, называемый Адыгэ Хабзэ (черкесский этикет).

В понятие Адыгэ Хабзэ входили не только этикетные, моральные ценности, но и все нормы обычного права, регулировавшие жизнь черкеса от рождения и до смерти. Дворяне должны были быть эталоном в соблюдении Адыгэ Хабзэ – то, что прощалось простолюдину, не прощалось дворянину в смысле нарушения норм Адыгэ Хабзэ. Само дворянское сословие не было замкнутым и пополнялось из среды крестьянства за счет тех, кто проявлял личное мужество во время войны и в совершенстве владел Адыгэ Хабзэ.
В то же время любого уорка в случае нарушения им норм черкесского этикета, по обычаю, могли лишить дворянского звания. Таким образом, звание дворянина накладывало на человека много обязанностей и не давало ему само по себе каких-либо привилегий.
Дворянином мог быть человек, ведущий соответствующий образ жизни и соблюдающий присущие данному званию нормы поведения. Как только он переставал соответствовать тому месту, которое занимал в обществе, и соблюдать нормы, связанные с этим статусом, он сразу же лишался дворянского звания. В истории черкесов было немало случаев, когда лишали даже княжеского звания.
Князья, возглавлявшие дворянство, считались блюстителями и гарантами соблюдения черкесских обычаев. Поэтому с детства при их воспитании большое внимание уделялось не только военной подготовке, но и в не меньшей степени изучению и усвоению ими норм Адыгэ Хабзэ.
Адыгский этикет – Адыгэ Хабзэ, как уже отмечалось, лежал в основании, являлся фундаментом так называемого Уэркъ Хабзэ – дворянского этикета. Уэркъ Хабзэ отличался более строгой организацией, требовательностью к своим носителям. Обычаи, манеры, костюм, оружие и конская сбруя черкесов стали для ближайших их соседей образцом для подражания. Они настолько были сильно подвержены рыцарско-аристократическому влиянию черкесов, что господствующие слои соседних народов посылали своих детей к ним на воспитание для усвоения ими черкесских манер и образа жизни.

В совершенствовании и пунктуальном соблюдении Уэркъ Хабзэ особенно преуспели кабардинцы, которых некоторые исследователи называли «французами Кавказа».
«Благородный тип кабардинца, изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному виду можно отличить кабардинца», – писал В. Потто.
К. Сталь в своей работе отмечал: «Большая Кабарда имела огромное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесских народов образцом для подражания и соревнования».



Рыцарский кодекс Уэркъ Хабзэ можно условно разделить на несколько ключевых установок, включающих в себя следующие понятия:

ВЕРНОСТЬ. Это понятие подразумевало прежде всего верность своему сюзерену, а также своей сословной группе. Дворяне служили князьям из поколения в поколение.
Понятие «верность» включало также в себя преданность своим родственникам и уважение к родителям. Слово отца было законом для всех членов семьи, точно так же младший брат беспрекословно слушался старшего. Дворянин был обязан поддерживать фамильную честь и мстить каждому, кто покушался бы на жизнь и честь членов его фамилии.

ВЕЖЛИВОСТЬ. Это понятие включало в себя несколько положений:



УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ. Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания, положенные по черкесскому этикету: вставать при его появлении и не садиться без его разрешения, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т. д. При этом все эти и другие знаки внимания оказывались вне зависимости от социального происхождения. Ф. Торнау в связи с этим сообщал следующее: «Лета у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кратко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила. Хотя дворянин и каждый вольный черкес не имеют привычки вставать перед рабом, однако ж мне случалось нередко видеть, как они сажали с собою за стол пришедшего в кунацкую седобородого невольника».


УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ. Это положение означало, прежде всего уважение к матери, а также уважение к женскому полу вообще. Каждый рыцарь считал за честь выполнить просьбу девушки или женщины, что нашло отражение в непереводимой черкесской пословице: «ЦIыхубз пшэрыхь хущанэ». Если дворянин в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением ей какого-либо ценного подарка.
Женщина у черкесов не могла быть ни объектом, ни исполнителем кровной мести. Посягательства на жизнь женщины черкесам были неизвестны (инф. Х. Яхтанигов).

Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину. «У черкесов, – сообщает Хан-Гирей, – обхождение мужа с женою также основывается на строгих правилах приличия. Когда муж ударит или осыплет бранными словами жену, то он делается предметом посмеяния...»
Покушение на честь матери, жены или сестры в понятии черкесов были самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине.
– В понятие «вежливость» входило уважение к любому человеку, в том числе и незнакомому.
Надо отметить, что для черкесов и созданного ими этикета был абсолютно чужд социальный сервилизм – весь их этикет был основан на сильно развитом чувстве личного достоинства. Это обстоятельство отметил и Дж. Лонгворт, который писал: «Однако, эта смиренность, как я вскоре обнаружил, сочеталась в них с полнейшей независимостью характера и основывалась, как и у всех наций, склонных к церемонностям, на уважении к самому себе, когда другим тщательно отмеривается та степень уважения, которую требуют и для себя».
В истории черкесов были случаи, когда чрезмерная гордость и тщеславие отдельных князей восстанавливали против них не только других князей, но и весь народ. Обычно это приводило к изгнанию, уничтожению или же лишению княжеского достоинства подобных людей.
Так произошло, например, с кабардинскими князьями Тохтамышевыми, которых на общенародном собрании лишили княжеского звания и перевели в сословие дворян 1-й степени (дыжьыныгъуэ).
У кабардинцев был такой обычай: если по дороге ехал князь, то встретившийся с ним должен был разворачиваться и сопровождать его до тех пор, пока тот его не отпустит (впрочем, это правило необходимо было соблюдать по отношению к каждому старшему по возрасту человеку). По отношению к князьям оно соблюдалось независимо от возраста…
Особенностью менталитета черкесов было уважение личного достоинства и личной свободы и связанный с ними ярко выраженный индивидуализм. Это, по-видимому, было одной из причин того, что демократизм был в высшей степени характерен для их политического устройства, и здесь было мало предпосылок для установления тирании или диктатуры. Этот демократизм проявлялся даже в военной сфере. В частности, Ф. Торнау по этому поводу писал: «По черкесским понятиям мужчина должен обдумывать каждое предприятие зрелым образом, и если есть у него товарищи, то подчинять их своему мнению не силою, а словом и убеждением, так как каждый имеет свою свободную волю».
Тому нет места между адыгами, кто захочет стать выше всех, кто пожелает поставить волю свою законом для других. Такого человека всякий заметит, всякий будет стремиться как бы подрезать ему крылья. И будь он силой равен хоть грому, имей на плечах своих сто голов, рано или поздно, а сломит себе шею». В понятие «вежливость» входили такие нормы Уэркъ Хабзэ, как запрет на ругань, брань, рукоприкладство и другие формы проявления вражды, достойные, по мнению уорков, только плебеев.

Это правило нашло отражение в народной пословице: «Хьэ джафэ банэркъым, уэркъ хъуанэркъым» – «Гончая не лает, дворянин не ругается». С. Броневский сообщает: «Черкесы грубых и ругательных слов не терпят – в противном случае князья и уздени равного себе вызывают на поединок, а незнатного человека нижней степени или простолюдина убивают на месте. Кабардинцы всегда наблюдают в обращении между собою вежливость, чинопочитанием соразмеряемую – и сколь ни пылки в страстях своих, стараются умерять оныя в разговоре...».
Более того, по свидетельству Хан-Гирея: «Достойно замечания то, что все эти обряды вежливости соблюдаются и тогда, когда князья и дворяне друг друга ненавидят, даже и тогда, когда они бывают явные враги, но ежели им случится встретиться в таком месте, где законы благопристойности удерживают их оружие в бездействии, например, в доме князя или дворянина, в присутствии женщин, на съездах дворянства и тому подобных случаях, где приличия воспрещают обнажить оружие, и самые враги остаются в границах вежливости и даже оказывают нередко друг другу разные услужливости, что называется дворянская (то есть благородная) неприязненность или вражда, но затем эти враги являются самыми свирепыми кровопийцами там, где они могут свободно обнажать свое оружие, и тем более вежливость их делает им честь, и народ питает к ним большое за то уважение».

Не только брань или ругань считались неприличными, но и даже разговаривать на повышенных тонах, поддавшись эмоциям, было для представителей высших сословий непозволительным. «Черкесский дворянин бравировал своей вежливостью, – писал Н. Дубровин, – и стоило только разгорячившегося узденя, забывшего приличие и вежливость, спросить: ты дворянин или холоп? – чтобы, напомнив его происхождение, заставить его переменить тон из грубого в более мягкий и деликатный».
Болтливость также считалась неприличной, особенно для князя. Поэтому при приеме гостей всегда один из дворян должен был занимать гостей разговором, потому что самому князю этикет не позволял, чтобы он много говорил.
К понятию «вежливость» можно отнести и такое качество, как скромность. Н. Дубровин писал: «Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах своих черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью – говорили тихо, не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре. Зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани».

У черкесов бытует много пословиц и поговорок, прославляющих скромность и порицающих хвастовство: «Щхьэщытхъурэ къэрабгъэрэ зэблагъэщ»
– «Хвастун и трус – родственники», «ЛIы хахуэр утыкум щощабэри, лIы щабэр утыкум щокIий» – «Храбрый муж становится на людях мягким (ведет себя скромно), трусливый на людях становится крикливым».
«Уэркъ ищIэ иIуэтэжыркъым» – «Дворянин не похваляется своими подвигами». Особенно неприличным считалось, по черкесскому этикету, хвалиться своими подвигами в присутствии женщин, что нашло отражение в пословице: «ЛIым и лIыгъэр лэгъунэм щиIуатэркъым» – «Мужчина не распространяется о своих деяниях в обществе женщин». По мнению черкесов, о храбрости человека должны говорить люди, но не он сам: «УлIмэ, уи щхьэ ущымытхъу, уфIмэ, жылэр къыпщытхъунщ»,
«Если ты мужчина – не хвались, если ты хорош – люди тебя похвалят».
Право увековечения и прославления подвигов героя принадлежало исключительно народным певцам – джегуако. Как правило, это делалось после смерти героя сочинением в его честь хвалебной песни. Когда дворянина просили рассказать о каком-нибудь событии, то он, по обычаю, в своем повествовании старался опустить те места, в которых сообщалось о его действиях в данной ситуации или же, в крайнем случае, говорил о себе в третьем лице, дабы его не заподозрили в нескромности. Вот что сообщает об этом знаток адыгского фольклора Зарамук Кардангушев: «В старину черкесы считали позором, когда о свершенном человек говорил: «со мной случилось», «я сделал». Это было непозволительно. «Я ударил», «я убил» и т.д. – настоящий мужчина о себе никогда не скажет».
В апреле 1825 года царскими войсками был уничтожен аул беглого кабардинского князя Али Карамурзина. Когда князя Магомеда Атажукина (ХьэтIохъущокъуэ Мыхьэмэт Iэшэ) попросили рассказать, каким образом он отомстил одному из виновников гибели аула предателю Шогурову, он ответил кратко: «Ержыбыжьыр гъуэгъуащ, Шоугъурыжьыр гъуэгащ» – «Ереджиб* старый прогремел, Шогуров подлый заревел». (*Ереджиб – ержыб – марка кремневого кавказского ружья, названная по имени мастера).


МУЖЕСТВО. Понятие «мужество» включало в себя такие положения, как:

ХРАБРОСТЬ. Это качество было обязательным для уорка, оно было неразрывно связано с его статусом.
В отличие от него уорк, проявивший трусость, лишался дворянского звания. Рыцарь, уличенный в трусости, подвергался гражданской смерти, которую, как сообщал Хасан Яхтанигов, адыги обозначали термином «унэ дэмыхьэ, хьэдэ имых» (букв.: к кому не входят в дом, в чьих похоронах не участвуют). С таким человеком переставали общаться друзья, ни одна девушка не вышла бы за него замуж, он не мог принимать участие в народных собраниях и вообще в политической жизни своего народа, общины.
ТВЕРДОСТЬ И ХЛАДНОКРОВИЕ. Это положение подразумевало, что дворянин в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Сохранилось фольклорное свидетельство о том, как уорки Кармовы были понижены в сословной иерархии переводом из первостепенных дворян (дыжьыныгъуэ) в сословие второстепенных дворян (беслъэн уэркъ). Вот что фольклор сообщает об этом: «Къармэхэ жьындум къигъащтэри, лIакъуэлIэшым къыхадзыжащ» – «Кармова сова испугала, за это из тлекотлешей его исключили».


ТЕРПЕЛИВОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ. Эти качества воспитывались в дворянине с раннего детства. Истинный рыцарь-уорк должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, холод, жару, голод и даже всякое упоминание о вкусной и здоровой пище.
У черкесов существует много преданий, описывающих и восхваляющих стойкость и терпеливость. Так, говорят, Андемыркан, начавший наездническую жизнь с 15 лет, имел следующее обыкновение: когда ему выпадало быть в карауле или стеречь лошадей, он даже зимой, в самый лютый мороз, проводил всю ночь стоя на одном месте и не смыкая глаз. За это ему дали прозвище Чэщанэ – Башня.
Одним из первых достоинств молодого человека у черкесов считались стойкость и терпеливость в перенесении страданий не дворянину. Хан-Гирей в связи с этим сообщает: «По их мнению, хвалить человека в глазах его есть гнусное лицемерство. Постоянство в поведении и твердость в данном слове почитают величайшими достоинствами человека. Напротив того, двуличие – гнуснейшей низостью».


ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Это качество для рыцаря считалось таким же обязательным, как и храбрость. Более того, по мнению черкесов, эти два качества взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Чувство личной уверенности в жизни, вес и уважение в обществе человеку давали не одна грубая физическая сила и храбрость, а прежде всего соблюдение норм Адыгэ Хабзэ. В системе принципов Адыгэ Хабзэ понятие «человечность» занимало одну из ключевых позиций. К тем людям, которые пренебрегали принципами человечности и делали из силы культ, черкесы относились с презрением. Обычно таким людям говорили: «Выри лъэщ дыдэщ, ауэ къаубыдыри щIащIэ» – «Бык очень силен, однако его ловят и запрягают».
Человечность обязывала щадить самолюбие окружающих, помогать страждущим, особенно сиротам, вдовам, старикам. Смысл Адыгэ Хабзэ – поддержание личного достоинства человека. Поэтому им осуждается унижение человеческого достоинства, произвол сильного над слабым. Считалось неприличным оскорблять или же говорить на повышенных тонах с людьми пусть даже низкого социального статуса. Таким образом, не только жажда военных подвигов привлекала черкесов, но и стремление прославить свое имя добрыми делами также было для них весьма характерно.
«СЛАДКИЙ ЯЗЫК», как образно называли черкесы ораторское искусство, был не менее необходимым в Черкесии качеством, чем храбрость. Во время народных собраний и третейских судов, по свидетельству Хан-Гирея: «Нередко виноватый, обладая даром красноречия, обвиняет правого противника, от природы лишенного этого качества, необходимого в Черкесии, столь же, как и меч...».
Обучение искусству красноречия и рассуждения входило в курс воспитания юных дворян. Для этого аталыки водили своих воспитанников на народные собрания, военные советы и третейские суды, где они получали уроки ораторского искусства и знание народных обычаев.
При рассмотрении рыцарского кодекса Уэркъ Хабзэ необходимо также указать на существование в нем двух специфических правил, сформулированных следующим образом: «Уэркъ здашэ щIэупщIэркъым» – «Дворянин не спрашивает, куда его ведут»; «Уэркъ хашэркъым» – «Дворянин чужой тайны не разглашает».
Согласно дворянскому кодексу чести женщины-дворянки, как представители привилегированного класса, также не должны были называть имени того, кто был повинен в каком-либо проступке. Неотъемлемой частью рыцарского образа жизни были поединки – следствие возникающих в среде высших сословий конфликтов, касающихся чести, а также неустанного соперничества в среде элиты. Однако это «соперничество не нарушало солидарности элиты как таковой, солидарности, распространявшейся на врагов, принадлежащих к элите».
Черкесское понятие «дворянская вражда» (уэркъ зэбиикIэ) предполагало взаимное уважение противников с соблюдением всех этикетных норм. В этой связи примечательно предание, записанное профессором Джамалдином Коковым со слов знатока адыгского фольклора Абубекира Махмудовича Гукемуха: «Князья Атажукин и Коноков были во вражде. Ближайшая встреча должна была кровью определить сильнейшего и правого. К тому времени Коноков, будучи хаджретом, «переселенцем», жил на Кубани. Как-то Атажукину в один из походов (зекIуэ) довелось быть со своими спутниками во владениях Конокова, и пожелал он об этом известить хозяина, чтобы не упустить случай помериться силой. Коноков не замедлил со своим отрядом выехать навстречу Атажукину. Впереди всех с ружьем в руках на неоседланном коне мчался юноша, сын Конокова. Указав на стремительно приближающегося к князю Атажукину мальчика, слуга последнего, отличный стрелок, навел винтовку на него. Но Атажукин не велел стрелять, дабы не смешивать «кровь и молоко». Между тем тот подоспел и выстрелил в князя. В завязавшейся битве погибли и князь Атажукин, и двое сыновей Конокова. Трупы их были доставлены в аул Конокова. В кунацкой тела молодых княжичей положили на почетном месте, а убитого князя Атажукина – близко от входа.
Зайдя туда, княгиня Конокова без слез погладила по голове своих сыновей и сказала: «Вы достойно умерли, дети мои, не зря отдали свои молодые жизни». Повернувшись к трупу Атажукина, она добавила: «А князя перенесите на почетное место. Ведь он же гость здесь»».
Славу рыцарю приносила не только победа, но и поведение в бою. Мотивация поведения включала уважение к противнику, собственное достоинство, гуманность. Весь этот комплекс предполагал предоставление сопернику по возможности равных шансов.
Поэтому черкесы считали, что у достойного мужчины должно быть много врагов. При этом у достойного человека должны быть достойные враги. Если перефразировать известную поговорку, то черкесы подходили к оценке личности человека по принципу: «Скажи мне, кто твой враг, я скажу тебе, кто ты» или же, выражаясь словами Ф. Ницше: «Вы должны гордиться вашими врагами: тогда успехи их будут и вашими».
Вражда, по понятиям черкесов, носила элитарный, сословный характер. Официально враждовать могут люди одинакового социального происхождения. Любопытное обстоятельство относительно этого приводится в кабардинском предании, записанном адыгским просветителем К. Атажукиным. В нем, в частности, говорится, что когда князь узнал о любовной связи своей жены с его подвластным табунщиком, то решил обоих наказать. При этом другой князь, его друг, сделал ему замечание: «...соглашаясь с тем, чтобы жена... была наказана, решительно отверг, чтобы любовнику ее было сделано какое бы то ни было насилие, так как это могло означать, будто человек такого низкого происхождения может оскорбить его...».
Дворянин не мог вызвать на поединок князя, а крестьянин дворянина. В таких случаях для защиты своей чести обиженная сторона имела право обратиться в третейский суд (хеищIэ).
Поединки обычно проходили без свидетелей, в поле, около какого-нибудь кургана. Поэтому выражение «Iуащхьэ пIалъэ» (Iуащхьэ – курган, пIалъэ – срок) имело терминологическое значение и означало вызов на поединок.
Как сообщается в старинной кабардинской песне «Сетования Боры Могучего», однажды ночью какой-то незнакомец вызвал старого дворянина Бору из дома и назначил ему «встречу на кургане».
«Борэжьу бзаджэ! – жеIэри зы къоджэ,
Къаджэ псоми сыдыщIокI,
Iуащхьэ пIалъэ къызет» –
«Бора, старый, злой,– говоря,
вызывает меня кто-то,
Кто бы ни вызвал – всегда выхожу,
Встречу на кургане [он] мне назначает» .
В нартском эпосе поверженный наземь Сосруко, обращаясь за отсрочкой к Тотрешу, говорил: «Хьэрэмэ Iуащхьэ ди пIалъэщ...» – «Харама-курган – место нашей встречи...».
Согласно фольклорным данным черкесам были известны несколько видов поединков. Обычно дворяне предпочитали драться верхом и спешивались только в том случае, если по причине полученных ран не могли держаться в седле.
Надо заметить, что оружие у черкесов само по себе являлось объектом почитания и многие правила этикета были порождены обычаем ношения оружия. Например, каждый уорк должен был знать и соблюдать следующие правила: при встрече на дороге мужчины должны были расходиться с правой стороны, так, чтобы их левая сторона (вооруженная) была обращена друг к другу. В таком положении неудобно выхватить шашку и нанести удар.
В случае с женщинами мужчины поступали наоборот, так как женщины не представляли угрозы и не могли быть объектом нападения. С женщинами расходились по левую сторону. Во время беседы с женщиной нельзя было стоять к ней левым боком, показывая ей «вооруженную» сторону. Отходя от женщины, мужчина поворачивался налево, так, чтобы быть к ней правым боком.
Если двое всадников ехали вместе в одном направлении, то младший занимал по отношению к старшему левую, менее защищенную сторону. Если же спутников было трое, то порядок изменялся: старший находился в центре, следующий по возрасту или положению занимал левую сторону, самый младший находился справа. Такая схема также имела скрытый смысл. Если младший по поручению старшего отлучался, то левая, более уязвимая, сторона у старшего оставалась закрытой, а правую он контролировал сам. Если всадник встречал в пути другого, едущего с ним в одном направлении, то необходимо было поступить следующим образом: догнав его, чтобы не вызвать опасений, подъехать к нему не с левой (незащищенной), а правой стороны. Если спутник оказывался старше, после приветствия он занимал левую сторону.
Из этого правила было одно исключение: если один из всадников был «гость», т.е. не был жителем той местности, по которой ехал, а встретившийся или сопровождающий его был жителем этих мест, то последний – будь он даже старше возрастом – занимал левую сторону, как бы оберегая гостя. Как только они выезжали за пределы той местности, младший по возрасту всадник должен был занять положенное ему место, т.е. левую сторону.
Каждый дворянин должен был соблюдать правила обращения с оружием: например, его нельзя было без достаточно веской причины обнажать. Обнажить оружие, угрожая им, и не применить его считалось большим позором. Его нельзя было направлять в сторону человека (особенно огнестрельное).
Рыцарский кодекс Уэркъ Хабзэ представлял собой дальнейшее развитие и концентрированное выражение общечеркесского кодекса Адыгэ Хабзэ. Свод правил и принципов, содержащихся в нем, апеллирует к таким категориям, как чувство личного достоинства, уважение и внимание к людям, мужество, честь, правдивость. Соблюдение кодекса Уэркъ Хабзэ в полном объеме требовало от человека постоянных усилий в самосовершенствовании, сопряженных с различными ограничениями и борьбой с собственными слабостями. Недаром черкесы сравнивали путь совершенствования в Хабзэ с трудным, долгим подъемом в гору: «Уэркъыгъэ дэгъэзеигъуэ кIыхьщ» – «Рыцарство – долгий (трудный) подъем». Причем, как считали черкесы, пределов в совершенствовании не было. Народная пословица гласит: «Акъылым уасэ иIэкъым, гъэсэныгъэм гъунэ иIэкъым» – «Ум не имеет цены, а воспитанность пределов».

Хотя рыцарский кодекс Уэркъ Хабзэ был очень требователен к своим носителям, и соблюдение его было сопряжено со многими неудобствами, он гарантировал человеку защиту его чести, уважение окружающих и высокое положение в обществе. Недаром черкесы говорили: «Уэркъыгъэ бгы задэщ» – «Рыцарство – неприступная скала». Дворянин в черкесском обществе не столько должность, сколько образ жизни, причем образ жизни настолько привлекательный, что все остальные слои общества смотрели на него, как на образец для подражания.
Черкесское общество было по своему характеру традиционалистского типа, т. е. большая часть общественной жизни здесь регулировалась не государственными учреждениями и законами, а общественными институтами и обычаями. Этикет и обычаи регулировали все стороны жизни, успешно компенсируя отсутствие у черкесов развитых государственных институтов. На это обращали внимание многие европейские авторы, побывавшие в Черкесии. Англичанин Джеймс Белл сообщал в связи с этим: «Общественное мнение и установленные обычаи – вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел. Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью – всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных отношениях».

Подготовила Диана Машезова


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 2 815 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката 11:08 Четверг 0 2 886 Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката, в рамках творческой встречи состоялась интересная беседа. В зале присутствовали представители
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 2 775 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 1 934 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 477 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 456 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 516 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 1 942 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и
10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Зарамука Патуровича Кардангушева 09:36 Пятница 0 1 828 10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Зарамука Патуровича Кардангушева 10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Заслуженного деятеля искусств, народного артиста КБР, Заслуженного деятеля культуры Республики Адыгея, Лауреата Международной адыгской премии