Адыгский мужской костюм » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

Адыгский мужской костюм 09:38 Среда 0 16 513
18-10-2017, 09:38

Адыгский мужской костюм



«Адыги сумели сделать довольно редкую вещь – они создали совершенный мужской и женский костюмы». Владимир Дмитриев

(этнограф, научный сотрудник Российского этнографического музея).


Национальный костюм адыгов (черкесов) насчитывает многовековую историю, он покорил мир своей красотой, благородством, сдержанностью и функциональностью. Адыги придавали исключительно важное значение внешнему виду человека – подтянутости, стройности тела, стати. Одной из функций одежды черкесов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов. И женский, и мужской адыгский костюм имеют в стержне, в основе своей одну и ту же конструкцию, которая несет в себе внутреннее содержание – аскетизм. Черкеска, как форма одежды заключает в себе все вышесказанное. Известный этнограф Е.Н. Студенецкая в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа» написала: «Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Адыги были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье… И казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следили за всеми изменениями черкесской моды». Адыгский национальный костюм зафиксировал философию народа, который постоянно был готов воевать. Он представляет собой мундирный тип костюма. Черкеска и весь сопутствующий ей комплекс мужской одежды хорошо знаком, если не из научных источников, то по художественным произведениям классиков русской литературы, которые описали костюм горца широкому читателю ещё в XIX веке. Первыми и самыми ранними работами, посвящёнными описанию этого костюма, являются работы европейских исследователей, путешествовавших по Кавказу. Первые письменные источники встречаются у Джорджио Интериано (конец XV века) и ряда других исследователей. Значительный интерес представляет история возникновения этого костюма у конкретного народа и заимствование его другими (значительно более многочисленными); распространение костюма далеко за пределы его исторической родины. Большинство исследователей считают очагом распространения черкески и всего комплекса мужской одежды Кабарду. Кабарда была для всех горцев школой хорошего тона и манер. И в прежние времена, занимая господствующее положение на Кавказе, Кабарда имела большое влияние на быт, обычаи, нравы соседних народов. Почти все авторы подчёркивают роль кабардинцев как законодателей моды на Кавказе. К тому же наиболее красноречиво в подтверждение статуса черкесов как первоисточника говорит само название – «черкеска». Из работ европейских исследователей можно увидеть со стороны «воинственный народ черкесов», единственный представитель которого «может обратить в бегство 20 татар, а горсточка – целую толпу скифов», и в то же время узнать, что «нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». Черкеска и весь комплекс одежды, как ни какой другой костюм неразрывно связан с культурой адыгов и свойственной им благородной гордостью. Основной общей чертой в эстетической характеристике костюма, является

скромность, сочетаемая с высоким благородством. Строгая и сдержанная цветовая гамма, чёткость линий в покрое и орнаментации, точная локализация мест украшения в костюме, - всё это придаёт кабардинской национальной одежде неповторимое изящество. Адыгский мужской костюм состоял из следующих основных элементов: Нательная одежда – штаны и рубаха из однотонной ткани, обычно белой (ситец, кисея, бязь), входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения . Штаны состояли из двух сужающихся книзу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин. Он делал штаны удобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название «штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке. Верхние штаны имели тот же вид, что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные, мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу. Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивался на пуговицу. Рубаха имела клинообразные вставки от пройм до низу, что делало её расширяющейся, и просторные рукава, немного сужающиеся к кисти. Бешмет был основой мужского костюма. Бешмет шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длина бешмета была различной, в среднем 8-10 см. выше колена. Длинную одежду носили старики и служители религии. Бешмет имел высокий (4-6 см.), простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место). Черкеска – главный элемент костюма одевалась сверху на бешмет. Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её составляла ниже колен от 10 до 20 см., что зависело от моды. Черкеска застёгивалась у пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук, поэтому обычно они отворачивались. Черкеска отличалась своей красотой, изяществом и элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»). Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет. Следует отметить, что первоначальное общественное устройство Кабарды носило аристократический характер. Однако, несмотря на то, что в Кабарде насчитывалось 11 сословий, одежда между ними не различалась; на положение в обществе указывало качество ткани, отделка и цвет. Что касается

цвета черкески, то это были естественные цвета сукна: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью эстетического вкуса адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой. Важным фактором, формировавшим адыгский костюм, была историческая среда. Типичной формой жизни для горцев Кавказа были постоянные набеги, партизанская война, т.к. в продолжение всей своей истории они были вынуждены обороняться от посягательств на их земли со стороны крупных соседних государств. Т.е. черкес должен был быть готовым в любой момент обороняться и отражать врага. Это накладывало отпечаток на костюм, в той или иной степени военизируя его. Газырницы являлись неотъемлемой частью мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки –газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. У более богатых крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками (Ф.Д. де Монпере). Позже с появлением винтовки в них носили патроны. Количество газырей на одной стороне черкески колебалось от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (позже в них носили часы).


Пояс был ещё одним важным элементом костюма, им туго перетягивали черкеску. Пояса делали различных видов, к ним прикреплялось оружие: кинжал с кинжальным ножом, пистолет, шашка и др. Кинжал, вообще, можно причислить к верхней одежде черкесов, «… ибо они снимают с себя кинжал только тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьёт, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружён». Без кинжала мог ходить только мальчик или глубокий старик. Все это создало определённый идеал мужской красоты и удали, сформировало общий подтянутый воинский стиль мужской одежды. Следствием стало превращение оружия в неотъемлемый элемент черкесского мужского костюма, оружие стало главным и единственным его украшением. Бурка была важной походной принадлежностью и одним из древнейших (по Интериано) элементов костюма, она представляла собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца, причём, т.к. спереди она распахивалась, то под неё проникал ветерок; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла. Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных. Шапки имели различную форму. Шились в основном из овчины, наиболее ценилась овчина ягнят. Шапку из овчины ягнят кабардинцы называли «бухарской», к верху она была конусообразной. Беднота носила мохнатые шапки круглой формы. Все шапки шились на толстой стёганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары. Адыг почти никогда не снимал шапки, она «являлась символом мужского права в патриархальном обществе». Башлык – капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Его края обшивали тесьмой, а к макушке капюшона пришивалась красиво сплетённая круглая кисть с бахромой из золотых или шёлковых нитей. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь. В ненастье его надевали поверх шапки и завязывали у шеи. Если погода была хорошая, башлык через плечо закидывался на спину и держался на шее при помощи тесёмочного шнурка. Таким образом, культура адыгского народа и историческая среда его обитания, отражаясь друг в друге как в зеркале, вместе отражались в национальном костюме. Результатом было то, что адыгский костюм оказался наиболее совершенным, приспособленным к быту и занятиям горца и представлял собой устойчивый комплекс черкески, бешмета, штанов на вздёржке, ременного пояса, бурки, башлыка, папахи, ноговиц и мягкой обуви. Очень важную роль здесь сыграло свойственное кабардинцам чувство ансамбля.


Костюм – это ни в коем случае не набор отдельных вещей, надеваемых в различных сочетаниях. Напротив, каждая деталь костюма и его часть были созданы в течение многих лет для данной конкретной комбинации элементов и никакой другой. Эти качества кабардинской одежды обеспечили ей общее признание. Хан – Гирей отмечал: «Мужская одежда у черкес красотою и удобством превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но и в Европе, где просвещение процветает и где всё, кажется, должно бы быть лучше, нежели у народа, стесненного предрассудками…» Комплекс мужской одежды черкесов стал эталоном мужественности, олицетворял собой гордость и благородство. Он оказался настолько соответствующим идеалу мужской одежды для стран востока, что начал усиленно распространяться среди соседей кабардинцев и к концу XVIII века утвердился среди всех народов Кавказа. «Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов», - отмечает Ж.- Ш. Бесс. Удобство черкески и всего мужского костюма в целом подтверждается тем, что терские, а за ними кубанские, донские и татарские казаки переняли его полностью. Позднее в 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма всех казачьих войск на Кавказе. После того, как в ХVI веке между Кабардой и Русским государством был заключен взаимовыгодный военно-политический союз, Кабарда сохранила все свои местные права, оставаясь независимой, и была связана с русским царём лишь обязательством военной службы. Следует заметить, что к тому времени в Москве на русской службе находилось уже довольно много адыгов. Важен тот факт, что всем адыгам, находящимся на военной службе у царя, было разрешено было остаться в своей традиционной одежде. Объяснялось это опять-таки совершенством костюма: «Несмотря на то, что черкес с ног до головы обвешан оружием, оно пригонялось так, что одно оружие не мешало другому; ничто на нём не бренчало, не болталось, а это было весьма важно во время ночных набегов и засад. Его шашка, покоившаяся в сафьяновых нахвах (ножны), не звучала; его винтовка, скрытая в бурочном чехле, не блестела; его чувяк, мягкий и гибкий как лапа тигра, не стучал».



Оружие адыгов, по свидетельствам многих исследователей, также было отличного качества, а мастерство его изготовления достигло высокого развития, о чём пишут многие авторы, в том числе, Хан – Гирей: «Оружейники и серебряных дел мастера производят превосходные изделия, в которых видно особенное их искусство, во многом достигающее высокого совершенства». Адыгский костюм пользовался большим спросом на русском и международном рынках. Черкеска, как и весь комплекс адыгского костюма, стала парадной формой русского офицерского состава царской армии. Распространившись по всей территории Северного Кавказа и среди казачества, она становилась всё более популярной среди аристократической элиты русской царской армии. Немаловажную роль сыграл этот костюм в XX веке во времена революции. Символизируя собой благородную аристократию, белая черкеска и мохнатая шапка стали символом «белого движения». Своё место черкесский костюм нашел и в Париже. Возникшие во Франции дома мод «кавказского происхождения», владельцами которых являлись эмигранты из России, ввели в моду 1922 – 1923 годов кавказские мотивы. Знаменитый журнал «Ар, гу боте», например, рекламировал самый модный креп «Тифлис». В Париже открылся дом вечернего манто и накидок «сорти - де - баль» с меховыми отделками «коказьен», что значит «кавказский». Естественно, что в таком ракурсе черкеска пользовалась огромной популярностью. В неё стали облачаться представители аристократии Европы. Она присутствовала в коллекциях домов мод в том или ином виде, стилизация на тему черкески имела место в моде той эпохи. Небезынтересным является тот факт, что в Иордании уже более ста лет существует Особая Королевская Гвардия, охраняющая внутренние покои короля во дворце, с ног до головы облачённая в традиционный черкесский костюм. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что черкеска и связанный с ней комплекс костюма сыграли роль переходного типа одежды уже не узко национального, но ещё и не общеевропейского. Адыгский костюм объединил племена, разные по происхождению и языку. И пройдя сквозь века, он практически полностью сохранил свой первозданный вид.

Подготовила Диана МАШЕЗОВА.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Черкесская культура –  Хореографическое искусство адыгов 13:32 Понедельник 0 3 651 Черкесская культура – Хореографическое искусство адыгов Об особом воздействии танцоров на зрителей говорил еще Аристотель. В «Поэтике» он отметил, что посредством ритмических движений танцора изображают и характеры, и душевное состояние и действия.