Арупап в абхазской мифологии и фольклоре злая старуха-колдунья, коварная людоедка. Безобразна, костлява, с дряхлым лицом, со свисающими огромными грудями, с длинными распущенными волосами. С помощью волшебной плети она может превращать людей в животных или в камень, а также менять облик предметов. Если герою удастся приложиться к её груди, он становится её молочным сыном, а она - невольной его помощницей, покровительницей; она подскажет ему, как победить Адау -(людоед-исполин) или Агулшапом - (дракон-похититель девушек).
В адыгской мифологии данный персонаж фигурирует как уд - фызыжь цlыкlу - старушка колдунья (имя ее не сохранилось). Известно, что она живет на берегу моря и пасет табун лошадей, обладающих сверхъестественными способностями (умеют летать и плавать под водой). Внешность идентична с Арупап: костлявая, с длинными седыми волосами старуха, с огромными грудями которые она закидывает через плечи за спину. Также как и Арупап, приложившимся к ее груди она не может навредить, но удалось это лишь Емынэжь и Сосрыкъуэ. Данный мотив мифа как поведенческая модель (символическое установление «молочного» родства за счет старейшей женщины рода) сохранялся в адыгской культуре вплоть до конца 19 века как инструмент прекращение кровной вражды.
Уд – колдунья, ведьма, оборотень. Имеет облик уродливой старухи. Зловредна и всячески пытается вредить людям. Живут уды подальше от человеческих поселений, в дремучих лесах, в труднодоступных ущельях. Одной из более известных «уд» является Бырымбыху, которая поспособствовала расправе над Сосрыкъуэ.
Эти персонажи являются деструктивными проявлениями архетипа «великой матери» -всепорождающая и всепоглощающая.
Менее очевидными персонажами, которых можно отнести к данной категории, являются Сатаней и Адииху, которые как и все «уды» покровительствуют своим «архетипическим сыновьям» – «фаллосам», используя магию и накопленную мудрость.
Их любовь безусловна и не знает меры, они спасут и окутают заботой, но при этом оскопят, того кто попытается освободится. Одной из задач проходящих инициацию или идущих по пути индивидуации есть освобождения от мира матери – женского мира, «необходимо пересечь пуповину и избежать кастрации».
автор: Ахмедхан Шапсигов