Одной из самых популярных произведений устного народного творчества Адыгов является сказка «Батыр-сын медведя». Такой она является не только благодаря захватывающему и врезающемуся в память сюжету, но и громадному объему архетипических образов и высокой концентрации метафорических - закамуфлированных описаний древнейших обрядов. Все это воздействует на подсознание, пробуждая голос той части нашей души – сущности, которая формирует осевой стержень нашей личности, позволяя слушателю или читателю отождествлять себя с множеством поколений живших до него, природой окружающей его, наполняя жизнь смыслом.
На первый взгляд, это сказка о герое восхваляющая его смелость, силу и благородство, но стоит лишь взглянуть на нее глазами ребенка - сознанием первобытного человека, как взору открывается история самой жизни: рождения и смерти, становление личности, любви и предательства, представление устройства мироздания.
Батыр оставлен на опушке леса родителями (весьма распространенный сюжет - ребенок потерян, украден, специально оставлен и как полагается в «дремучем лесу») и был украден медведем, олицетворением дикого и древнего духа - предка. Инициация начинается, Батыр в лесу, лишен огня и заботы близких. Пришло время испытаний и пока они не пройдены можно употреблять лишь ритуальную пищу (жир оленя и свежий мед), возможно, это древнейший вариант поста. Это пища самого медведя, и с ней он обретает его силу, силу своих предков. Батыр успешно преодолевает испытание и возвращается в общество. Теперь выполняются испытания от князя - пщы, которые куда опасней. Батыр принимает решение покинуть общество и уединиться в лесу, наступает время аскетизма и следующий виток в развитии личности - образа. Он в подземелье убивает бляго – дракона, освобождая троих сестер, младшая из которых его суженная (сюжет распространен - герой далеко от родных краев убивает чудовище, преграждающее путь к невесте, чудовище-это отец невесты - владелец сокровищ, а невесту можно брать только издалека, из - за горы, из - за реки). Преданный друзьями, он в нижнем мире и чтобы вернуться ему необходимо совершить жертвоприношение медиатору – существу, способному путешествовать между мирами - огромной орлице (скормить ей мясо семерых буйволов и напоить ее водой из бурдюков). Но этого недостаточно, Батыр должен доказать, что он человек, что может преодолеть инстинкт самосохранения, отрезав кусок плоти от своей ноги, он скармливает ее орлице, он способен жертвовать дорогим ради достижение высшей цели, благодаря чему, удается утолить жажду мести и воссоединиться с суженой.
Сюжеты сказок перекликаются у разных народов с удивительной частотой, что обусловлено не только взаимным влиянием, но и общностью закономерностей функционирования психики. Сказка - это отшлифованный миф, экстракт мудрости, полученный благодаря механизму передачи из уст в уста, от поколения к поколению. Каждый из нас через сказку наследует от своих предков ключ, открывающий потаенную дверь, преграждающую путь индивидуации.