Народный художник Республики Адыгея, Лауреат Государственной премии Республики Адыгея Мухарбий Гогуноков родился 1 мая 1938 года в ауле Блечепсин Кошехабльского района Адыгеи. Отец будущего художника, Айса Гогуноков работал механизатором в колхозе, был мастером на все руки, и в свободное время занимался изготовлением различных изделий домашнего быта. Своё увлечение народными промыслами он передал сыну. После окончания школы Мухарбий Гогуноков некоторое время работал художником-оформителем в родном ауле, затем поступил на декоративно-оформительское оформление Краснодарского художественного училища.
Мухарбий Айсович ГогуноковЗавершив учебу в 1967 году, Мухарбий Гогуноков стал работать в ГУП «Адыгейские художественно-производственные мастерские». Молодой художник увлеченно занимался графикой, но продолжал экспериментировать в декоративно-прикладном искусстве. В 1970-х годах он обратился к одному из забытых древних видов традиционного ремесла адыгов – плетению циновок. Творческий поиск в области художественного плетения привел его к созданию гобеленов. Мухарбий Гогуноков в совершенстве овладел секретами этого древнего ремесла. У него сформировалась своя индивидуальная манера плетения и решения художественного образа работ.
Персонажи, изображенные на гобеленах Мухарбия Гогунокова символичны. Они олицетворяют мудрый жизненный опыт, творческую устремленность. В особую художественную тему сложились произведения, посвященные древнему адыгскому эпосу «Нарты». В них художник передаёт своё поэтическое видение жизни адыгского народа. Гобелены мастера украшают многие культурно-просветительные учреждения Москвы, Казани, Минска, Махачкалы, Сочи, Туапсе, Нальчика. Лучшие из его шпалер находятся в музейных и частных коллекциях России, Германии, Иордании и других стран, а также украшают интерьеры Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Постоянного представительства Республики Адыгея при Президенте РФ.
Столь же успешно Мухарбий Айсович занимается живописью. Написанные им картины («Певцы», «Циновщицы», «Пастух») проникнуты тонкостью наблюдения, любовью к своему народу.
Декорации к театральным постановкам по произведениям адыгских авторов – ещё одна грань таланта художника. Созданные Мухарбием Гогуноковым декорационные работы к спектаклю «Ащэхэмрэ къэзыщэхэмрэ» («Женихи да невеста») по одноименной пьесе А. Шортанова поражают богатством фантазии, умением передавать атмосферу и настроение театрального действия.
Мухарбий Айсович Гогуноков проявил себя в различных видах творчества, что нашло своё отражение в ряде монументальных проектов: витражах, мозаичных панно и чеканке. Его мозаичными панно украшены Дом культуры аула Джиджихабль, детская поликлиника № 1 города Майкопа и другие здания. Монументальные проекты раскрыли умение художника войти в архитектурное пространство, учитывая его функциональные особенности, и создавать своими работами особое настроение. Эти качества помогли мастеру в работе над интерьером мечети в родном ауле Блечепсин. Где в один декоративный ансамбль он соединил мозаику, живопись, витраж и чеканку. Балансируя на грани разных художественных стилей, художник свёл их в точку соприкосновения – адыгский народный орнамент. За оформление мечети в ауле Блечепсин Мухарбий Гогуноков в 1997 году был удостоен Государственной премии Республики Адыгея в области искусства.
По материалам статьи Ф.Х. Сулеймановой, зав.научным отделом Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока.