История становления адыгейского языка. » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » История становления адыгейского языка.
История становления адыгейского языка. 12:43 Понедельник 0 2 088
2-04-2018, 12:43

История становления адыгейского языка.


Абхазо-адыгская группа языков подразделяется на 3 подгруппы адыгскую адыгейский и кабардино-черкесский языки абхазскую абхазский и абазинский и убыхскую убыхский язык. В настоящее время на Кавказе на абхазо-адыгских языках говорят 709 тыс. чел. В последнее время все большее признание получает гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с древним вымершим хаттским языком, на котором говорили 4-5 тыс. лет назад в Малой Азии. Тексты на этом языке, записанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хеттской империи г. Хаттуса близ современной Анкары.

Адыгская ветвь абхазе ко-адыгской группы языков распадается на два языка нижне-адыгский или кяхский верх-не-адыгский или кабардинский.

Близость между ними примерно такая же, как между русским и украинским. Нижне-адыгский или кяхский язык имеет большое количество наречий, из них основные бжедугское бжедуго-темиргоевское, темиргоевское на нем говорили также племена аде-мий. жанэ, махош, мамхег и др шапсугский диалект говоры черноморско-шапсугский, хаку-чинский и кубано-шапсугский, абадзехский диалект подвергается ассимиляции со стороны те-миргоевского. Краткий словник языка приморских абазин садаша, приведенный в трудах Э. Челеби 1666 г дает основание считать, что часть абазин говорила на убыхском языке.

Он же сообщает, что бжедуги были двуязычны - говорили по-абазински и по-адыгейски. Любопытно мнение Э. Челеби о языке черкесов Странный язык черкесов сложнее, чем 147 языков разных народов в 18-ти известных по путешествиям государствах. О трудностях изучения этого языка писал и Ф. Щербина 1913 Черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору.

Это язык гортанный, шипящий, как бы приспособленный к передаче слов шепотом, к подражанию молчаливой величественной природе Кавказа. Среди северокавказских абазин был распространен и кабардинский язык. В 1748 г. кабардинские князья заявили, что абазины разговор имеют такой же, как и мы. Немного раньше, в 1743 они утверждали, что шапсуги имеют особливый язык. Это свидетельствует о том, что в то время шапсугский диалект имел большое разнообразие.

В свою очередь, кабардинский язык был впервые зафиксирован в словнике, составленном в 1688 г. Дрешером. Судя по некоторым фонетическим особенностям кабардинского языка того времени, он близок хакучинскому и особенно шапсугскому диалекту нашего времени. Поистине, наш язык - это также наша история, как писал в 1728 г. Я. Гримм. Проблема многоязычия характерна и для Карачаево-Черкесии.

Здесь представлены 4 коренных языка карачаево-балкарский, ногайский тюркский язык, абазинский и кабардино-черкесский иберийско-кавказские или кавказские языки. В 1638 г. А. Олеарий писал, что адыги в Терках низовья Терека почти все умеют говорить по-русски, а по словам Э. Челеби 1666 г в Малой Кабарде пользовались и грузинским языком. Д. Мотре в 1711 г. сообщал, что в адыгскую речь проникли некоторые русские, татарские и персидские слова.

По словам И. Гербера 1728 г адыги начали татарский и турецкий язык употреблять. Кроме обычного разговорного языка, народы Северного Кавказа употребляли местные жаргоны и условные языки. Адыгские феодалы, например, во время военных набегов разговаривали на особом жаргоне, непонятном для других, а во время охоты - на охотничьем языке шэк1уабзе, в целях обмана дичи и злых духов. О наличии такого тайного языка писали многие авторы. Я. Потоцкий 1761-1815 гг. утверждал, что охотничий язык является особым обрядовым языком представителей самого высшего сословия - князей.

В первые дни сентября писал он. каждый черкесский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит шалаш из вековых деревьев. Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из его семьи не смеет приблизиться к шалашу. будь то даже его брат. Здесь все присутствующие пребывают замаскированными, т.е. они закрывают лицо и совершенно не говорят по-гречески все разговоры ведутся на некоем жаргоне, который они именуют шакобза. Ф. Дюбуа де Монпере. побывавший в Черкесии в 1833 г также отмечал наличие особого охотничьего языка у черкесских князей и дворян.

Он писал, что последние пользуются в разговорах между собой для конспирации совершенно особым языком, который они называют шакобза и который не имеет никакого сходства с черкесским. Простому народу говорить на этом языке не разрешается. На основании этого автор делает вывод, что черкесские князья и знать являются пришельцами.

Другие же авторы считают, что этим языком пользовались адыгские охотники, независимо от их социальной принадлежности. Помимо самих адыгов, адыгским языком владеют армяне черкесо-гаи г. Армавира и а. Бжеду-хабль, греки урым, татары тэтэрхэр и таты къурщ джутхэр, живущие постоянно в Адыгее, Черкесии и Кабарде. Ближайшими родственниками адыгов являются абхазы абхъаз, с которыми они составляют одну из абхазо-адыгских групп аборигенных кавказских языков.

С древнейших времен они живут бок о бок с адыгским племенем шапсугов-хакучинцев. По убеждению самих абхазов и адыгов, они происходят от одного народа-основы. Эту мысль облек в образную и удачную форму Ш. Инал-Ипа Абхазо-адыгская группа происходит из единого языка-основы, хотя этого языка-предка, давшего им начало, давно уже нет в живых он исчез, как зерно, из которого выросло ветвистое дерево. Ему вторит абхазский историк Г. Дзидзария Адыги и абхазы имеют общий корень происхождения. Близкое общение с русским народом вызвало у адыгов потребность в изучении русского языка. Еще в 1867 г. адыгский просветитель Кази Атажукин писал Адыги и теперь сильно ощущают необходимость знания русского языка, а будучи грамотными, они найдут средства к удовлетворению этой потребности. В самом начале XX в. В. Васильев также обращал внимание, что у черкесов велико стремление к русскому языку и русскому образованию. Он особо отметил, что почти нет такого взрослого темиргоевца, который не говорил бы, хотя и плохо, по-русски. Весьма образно подчеркнул эту мысль просветитель адыгского народа С. Сиюхов 1912 В практической жизни черкесы в сильной степени нуждаются в знании русского языка и грамоты, нуждаются до боли, до крика. Однако, когда русский язык власти попытались насаждать насильно, из-под палки народ сразу почувствовал это. Как отмечает И. Куценко, в начале XX в. среди народов потребовалось введение русского официального письмоводства. Но вводилось-то оно не нейтрально, для облегчения дружеского межнационального общения, а было ненавистной для горцев стороной насильственного, полицейского насаждения господства и потому вызывало резко отрицательное отношение.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 4 074 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 5 014 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 4 720 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 084 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 133 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 681 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 655 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 727 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 145 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и