Повествование З. Брантова начинается с главы «Адыгэмылъапсэр» («Корни адыгов»). По данным автора, свое происхождение адыги ведут от двух личностей- Кэтай-отца и Кутай-матери. Их сына звали Адыг. У Адыга было семь сыновей: Кумук, Кабертай, Карачай, Чемгуй, Абдзах, Бжедуг, Шапсуг. Впоследствии каждый из них обзавелся семьёй. Эти семь семей семь тысяч лет назад из Кэтайской области переселились на Кавказ на постоянное место жительства. Язык, которым они пользовались до этого времени, они оставили потомкам Кумука, а свой новый язык создали сами. В течение нескольких столетий численность потомков этих родных братьев многократно увеличивалась, и впоследствии они занимали обширное пространство Кавказских гор. Оно простиралось от Каспийского моря до Черного. Такова легенда, сохранившаяся в качестве предания в устной истории адыгов. Сегодня, ввиду отсутствия точной информации, мы не можем дополнить эти данные. Да и в нашем повествовании это не является главным. Важным являлось то, что эти предания связывали людей с их исторической родиной, помогали реконструировать прошлое в сознании адыгов.
В главе «Адыгэкъэбарыжъ» («Старинный адыгейский сказ») повествуется о древнейшей истории абадзехов. По словам З. Брантова, абадзехи местом своего жительства избрали самую высокую гору Фишт, покрытую «белой шапкой» и летом и зимой. По мнению абадзехов, кто не побывал у подножия Фишта и не обошел эту гору, не мог оценить всю полноту жизни адыгов. К этой территории абадзехи чувствовали свою принадлежность и эмоциональную привязанность. Расселившись первоначально по берегам реки Мезмай, с ростом населения абадзехи значительно расширили места своего обитания. Они занимали территорию, ограниченную на юге Главным Кавказским хребтом, на востоке - рекой Белой (Шхагуаще), на западе - рекой Афипс. Все это довольно обширное пространство, покрытое высокими горами, плодородными долинами, лесом, перерезанное множеством потоков, ущелий, оврагов и пропастей, было густо заселено. В предгорьях Фишта берут свое начало много рек и речушек. Среди них самые крупные - Пшиш, Псекупс, Кущи, Цица, Пшеха, Цещи, Тхохо, Хидиджи, Фабгу, Ешако, Курджипс, Шхагуаще (Белая), Дахо, Мезмай, Псишур, Фарс, Лаба. Все эти реки впадают в реку Пшизэ (Кубань). По берегам этих рек и располагались поселения абадзехов. Каждое поселение включало примерно сто домов и занимало не менее семи квадратных верст. Жилище защищалось высоким плетнем из терновых веток, окружающих большой двор. Внутри находились жилые помещения и хозяйственные постройки. Проживая в труднодоступной местности, адыги не нуждались в оборонительных оградах, густой лес, окружающий двор, служил убежищем в случае опасности. Адыгские дома делались из плетня, обмазывались глиной и крылись камышом или соломой. Такое жилище в случае войны быстро разбиралось, главные части постройки перевозились на новое место. С этой целью плетеные стены не соединялись наглухо в углах, место стыка смазывалось снаружи и внутри глиной. Переселения делались целыми аулами и социальными группами.