Адыги, черкесы, черкези, черказо, азыху, касаг, кашаг, шеркеш - один народ » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Адыги, черкесы, черкези, черказо, азыху, касаг, кашаг, шеркеш - один народ
Адыги, черкесы, черкези, черказо, азыху, касаг, кашаг, шеркеш - один народ 09:57 Понедельник 0 4 007
16-04-2018, 09:57

Адыги, черкесы, черкези, черказо, азыху, касаг, кашаг, шеркеш - один народ


АДЫГИ, черкесы, (самоназв. адыгэ), азыху (абхаз.), касаг (осет.), кашаг (сван.), черкези (груз.), черказо (чеч.), черкесли (балк.-карачаев.), шеркеш (ногайс.) — этническая общность, которая включает современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов, являющихся титульными народами трех субъектов Российской Федерации — Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Карачаево-Черкесия. Наряду с этими субэтносами А. выделяются и другие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжеду-ги, егерукаевцы, мамхеги, махоши, натухаевцы,темир-гоевцы, хагукаевцы, шапсуги. Численность в РФ — около 650 тыс чел.; значительная диаспора (более 3 млн) проживает по многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. Востоке — в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Израиле, Сирии, Египте и т.д. вые синкрет. формы государственности, религии и искусства, по интенсивности, масштабности, форме и конечным результатам, были далеко неоднозначны для различных меотских племен. Оседание отдельных групп кочевников в Закубанье, которые со временем подвергались естественной ассимиляции, мощное их влияние не помешали меотам сохранить основной культурный генофонд. С начала основания греческих городов-колоний на берегах Керченского пролива (VI в. до н.э.), особенно после образования (480 г. до н.э.) Боспорского царства, значит, роль стал играть античный фактор, проявлявшийся как в области соц.-эконом. отношений, так и в полит, сфере. Определенное ускорение темпов обществ, развития наблюдается прежде всего среди той части меотов, которая более всего была втянута в орбиту греч. торговой экспансии и соответственно испытала на себе наиболее сильное влияние эллинской культуры.


Так было, например, с синдами, населявшими Таманский п-ов и часть Черноморского побережья, до совр. Анапы. На их территории были основаны греч. города Фанагория, Гермонасса, Патрей, Кепы и др. Разносторонние контакты с ними сыграли роль своеобразного катализатора в процессе соц. и иму-ществ. расслоения синдского общества и образования государства. В K.V в. до н.э. синдские цари, резиденцией которых был город Синдик / Синдская гавань (р-н совр. Анапы), стали чеканить свои се-ребрянные монеты с надписью «Синдон». На монетах эмблемами служили различные изображения: голова Геракла, зерна, голова коня и сова. Синдо-меот-ская аристократия находилась в тесных дипломатических и брачных связях с Боспорскими царями. Вмешательство Боспорских царей во внутренние дела Синдики, связанное со стремлением расширить границы своего царства, привело к потере синдами своей политической самостоятельности. В IV в. до н.э. Синдика вошла в состав Боспорского царства. .Со временем под его протекторатом оказались торе-ты, дандарии, псессы, фатеи и другие меотские племена, что однако не лишило их определенного статуса автономии. В IV—III вв. до н.э. Боспорское царство династии Спартокидов представляло собой полиэтничное государство со своеобразной грековарварской культур но-территориальной и этнической общностью. Значительную часть его аристократической прослойки составляла эллизинирован-ная знать местных племен. Одним из таких кланов, усвоивших греческий язык и культуру, были и сами Спартокиды, родоначальник которых, возможно, являлся выходцем из синдо-меотской знати. Однако эллинизация не привела к полному стиранию культурных традиций местного населения, по преимуществу скифского в европейской части Боспо-ра, еиндо-меотского (а затем и сарматского) — в ази-

атской. Эти традиции сохранили здесь свою силу и жизненность не только на низовом уровне, в среде землепашцев, скотоводов и ремесленников, но и на уровне правящей элиты общества, среди местной племенной знати, частью осевшей в городах, частью продолжавшей свой прежний образ жизни. Именно это обстоятельство явилось решающим фактором, который определил исключительное своеобразие всего облика боспорской культуры, представлявшей собой специфический сплав греческих и местных элементов.


В начале н.э. меотские племена по-прежнему продолжали играть роль буфера между Боспорским царством и кочевыми племенами, принимая активное участие в важнейших политических событиях региона. СI в. н.э. одно из меотских (древнеадыгских) племен — зихи — предприняло попытку объединения разрозненных родственных племен, сперва заключив военно-политический союз с вышедшими на историческую арену аланами (груз, летопись «Карт-лис Цховреба»), а затем (II в.н.э.) — вступив в подданстворимского императора (Арриан). Этот период этнополитической истории А. племен нашел отражение в посвятительной надписи Боспорского царя Савромата I (93—123 гг. н.э.), где территория, населенная ими, именуется как «страна псеханов» (от адыг, «псыхъуэ»/ «псухо»- «речная долина» — традиционно крупная адм.-территор. единица у А.). Однако этот объединительный процесс был прерван гуннским нашествием IV в. н.э.

Во 2-й пол. I тыс. н.э., после стабилизации обстановки, процесс консолидации адыгских этнотер-риториальных групп, вновь возглавленный зихами, завершился образованием Зихской конфедерации с политическим и религиозным центром в Никопси-се (р-н совр. Туапсе), а имя зихов в визант. и груз, средневековых источниках становится термином, покрывающим весь адыгский этнический массив Сев.-Зап. Кавказа. Для его обозначения вХ—XII вв. рус. летописи и араб.-перс, лит., которым совершенно неизвестен этноним зихи, применяют наименование касоги (кашак). В VIII—XII вв. зихско-касож-ская (адыгская) общность играла активную роль в политических событиях Воет. Причерноморья. Некоторые авторы считают, что к 60—80 гг. VIII в. было создано адыгское государство во главе с Иналом — родоначальником адыго-кабардинских княжеских родов. К сер. IX в. «Иналово государство» или Зих-ская конфедерация, распалось. Ал-Масуди (ум. в 956 г.) отмечал раздробленность у А.-кашаков, а Константин Багрянородный (ок. 950 г.) называет самостоятельные области Зихию в Воет. Причерноморье и Касахию в Прикубаиье. Война с Хазарским каганатом и его окончательный разгром Русыо способствовали восстановлению адыгского политического объединения. В к. X — нач. XI вв. в орбите его

Наряду с этническим самоназв. за А. сохранился экзоэтноним «черкесы», собственно под которым они были известны не только в историко-этнографической науке, но и во многих странах Европы, Азии и Африки, начиная с XII—XIII вв. Будучи, объединяющим обозначением многочисл. адыгских субэтносов, термин «черкес» впоследствии (1922) стал официальным названием для небольшой адыгской субэтнической группы (бесленеевцы и гл. обр. группы кабардинцев, переселившихся за Кубань еще в течение 1804—1822 гг. входе Кавказской войны), населяющей нынешнюю Карачаево-Черкесию.

В настоящее время А. (черкесы) в антропологическом отношении неоднородны: западные А. (совр. адыгейцы) относятся к понтийскому типу, а восточные (кабардинцы и черкесы) — к промежуточному между кавкасионским и понтийским антрополог, типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Адыгская языковая ветвь принадлежит к западнокавказ. (абхазо-адыгской) языковой группе, генетически родственной вымершему во II тыс. до н.э. хаттскому М. Азии.

Древняя история и формирование А. как этноса связаны с р-нами Воет. Причерноморья и Сев.-Зап. Кавказа. Нижний хронолог, рубеж процесса этногенеза уходит в глубочайшую древность. Он проходил в определенной связи с культурно-историческими общностями Циркумпонтийской зоны, особенно Воет. М. Азии. Реконструируемый лингвистами праабхазо-адыгский язык, поданным глоттохронологии, выделился из общесеверокавказского ок. сер. VI — нач. Утыс. до н. э. В эпоху ранней бронзы складывается протоадыгский этнический массив, тесно связанный с создателями майкопской и дольменной археолог, культур. В античное время древние предки А. уже фиксируются в письм. источниках как под собирательным назв. «меоты», так и под собств. именами — синды, псессы, тореты, ахеи, зихи, керкеты. Меоты населяли территорию Сев.-Зап. Кавказа, значит, часть Воет. Причерноморья, Приазовья и Прикубанья. Одним из слагаемых их этно- и куль-турогенеза являлся прикубанский культурный очаг эпохи поздней бронзы.


С нач. I тыс. до н.э. процесс этнокультурного развития меотов проходил в условиях достаточно длительного, порой сбалансированного сосуществования и взаимодействия с различными социумами — племенными объединениями кочевников (сначала киммерийцев и скифов, затем сарматов и алан) и греч. городами-колониями. Эти два фактора, надолго обусловившие ход этногенетических и политических процессов на Сев.-Зап. Кавказе и вызвавшие в его отдельных районах более или менее устойчивлияния оказалась Тмутаракань (адыг. Тамтаракай), где располагался адыгский Епархиальный центр — Зихская архиепископия. Усиление роли адыг объединения послужило причиной похода рус. князя Мстислава на касогов-адыгов (1022). Одолев в поединке адыг, князя Редедю, а затем женив его сына на своей дочери, Мстислав смог объединить в рамках одной полит, системы Тмутаракань и адыг, эт-нотерритор. группы, в результате чего произошло превращение Тмутараканского княжества в крупное адыго-славянское политическое образование, просуществовавшее до к. XI в. Активизация кочевников (половцев / кыпчаков) южнорусских степей в нач. XII в. и междуусобица в самой Руси привели к отрыву от нее Тмутаракани, установлению над ней протектората Византийской империи и очередной временной дезинтеграции адыг, (зихско-касожской) общности, повлекшей за собой обособление части А. в р-не Пятигорья, что положило начало образованию самостоятельной полит, единицы — Кабарды и формированию кабардинского субэтноса А. Наступившая затем политическая консолидация А. Сев.-Зап. Кавказа была стимулирована взятием крестоносцами Константинополя и падением визант. императорской династии Ангелов (1204), когда им удалось вновь включить Тмутаракань в свою политическую систему, во главе которой стоял верховный князь, одновременно являвшийся и архонтом города. Рус. летописи, говоря о первом вторжении монголов на Кавказ (1222), наряду с централизованными гос. объединениями алан (ясы) и грузин (обе-зы), называют как единое политическое образование и страну А. (касоги), а восточные (араб.-перс.) источники впоследствии упоминают о «гибели государя черкесов» в сражении с ними (1237).

Нашествия монголов (1237-1240), а затем Тимура (1395) привели к резкому изменению этногеогра-фической карты региона. Разгром основных соперников на Сев. Кавказе — алан, владевших важными перевальными путями через Кавказ, хребет и кыпчаков — изначальных врагов монголов, способствовали изменению не только культурной, но и полит, доминанты. Положит, этническая комплиментар-ность, установившаяся между монголо-татарами и А.-черкесами, позволила им обрести свою экологическую нишу в системе Золотой Орды и силы для самоутверждения в ней, заняв ряд высоких военных и административных постов. На золотоардынский период приходится завершающий этап формирования этнической территории кабардинского субэтноса, упоминаемого летописцами похода Тимура под названием «Чудур / Чутук-казак» («Большие касоги»).

Неотъемлемым фактором этнополит. и соц.-эко-ном. развития Черкесии в XIII—XV вв. являлись также связи с генуэзскими колониями, многие из которых (Матрега — бывшая Тмутаракань, Копа — совр. Славянск-на-Кубани, Мапа — совр. Анапа,

Батияр — совр. Новороссийск и др.) были основаны во владениях черкесских князей. Само существование генуэзских поселений в Зихии (Черкесии) было возможным лишь при условии их полит, и эконом. поддержке местного населения, миролюбивое отношение которого диктовалось огромной заинтересованностью в торговле. Адыгские (черкесские) князья в силу своей ментальности гнушались ремеслом коммерсанта, поэтому генуэзцы сумели органично заполнить ту социальную нишу Черкесии, которую всегда и до них, и после заполняли иностранцы (напр., армяне, переселившиеся к А. в XII в. и ставшие известными под назв. «черкесогаи»).


Одним из наиболее значимых аспектов генуэзского присутствия в Черкесии являлась работорговля, а также посредничество для переправки солдат в мам-люкскую армию Египта. Институт мамлюков, представляющий собой самопроизводящиеся войска на почве чужой страны, постоянно пополняясь преимущественно кавказскими рабами, успешно функционировал в XIII—XV вв. и вписал яркую страницу в истории не только Египта, но и Черкесии: на протяжении 135 лет (1382—1517) Египтом правили 23 султана из адыго-черкесов. С разгромом османами генуэзских колоний (1475), многие генуэзцы нашли пристанище в Черкесии. Многочисленные генуэзско-черкесские браки привели к образованию уже в XVb. своеобразной этнокультурной общности, представители которой именовали себя черкесами-франками. Двойной этноним отражал сложные этнические процессы, приведшие к образованию этой синк-ретич. общности, просуществовавшей до сер. XVII в.

В XVI—XVIII вв. область расселения А. (Черкесия) охватывала земли от Тамани на запад до низовьев Терека на восток. Этническая территория А. включала также побережье Черного моря от Гл. Кавказ хребта на юг до р-на Сочи, где обитали убы-хи, занимавшие по своей этнической принадлежности, как и по территориальной, промежуточное положение между абхазами и А. Эта причерноморско-кубанская часть А., получившая в литературе условное название «западных», в XVIII в. насчитывала до 18 субэтнических групп: жанэ, абадзехи, на-тухайцы, темиргоевцы, бжедуги, шапсуги и др. Этнокультурные и языковые особенности их не были значительны. До к. XVIII в., когда у шапсугов, нату-хайцев и абадзехов произошел общественно-политический переворот, приведший к установлению т.н. «народного правления», основанного на выборном начале, все адыг, субэтносы имели общую соц. структуру и сходную форму полит, организаций — сословно-представительную монархию, иногда с элементами княжеской республики (кабардинцы).

Со времени распада Золотой Орды и почти до к. XVIII в. А., занимая значит, территорию, играли ключевую роль в автохтонной системе этнополитического равновесия в регионе. Адыг, общность была открытой по сравнению с другими на Кавказе и отличалась проницаемостью культурно-языковых границ для демографического обмена и межэтнических связей, благодаря чему адыг, среда аккумулировала и растворила в себе представителей «кавказско-иберийской», иранской, тюркской и моногольской языковых групп. Межэтническим отношениям А. своеобразный «регулируемый» характер придавала развитая соционормативная инфраструктура (военный быт, рыцарский этикет, гостеприимство, аталыче-ство, патронат и т. д.).

Многосторонние внешние связи адыг, этноса на всех стадиях его развития, в особенности в XVI— XVIII вв., отличались своей масштабностью, отражая высокую степень полит, культуры, что обеспечивало ему взаимопонимание с другими этнополит. образованиями. А. первыми на Кавказе установили регулярные связи с Россией. Посольства в Москву 1552, 1555 и 1557 гг. наиболее влиятельной группировки господствующей феодальной элиты жанеев-цев, бесланеевцев и кабардинцев завершились заключением военно-политического союза, закрепленного женитьбой Ивана Грозного на кабард. княжне (1561). Важным фактором, обусловившим это сближение, явилось совпадение нац. интересов адыг, социума и рус. государства в борьбе с турецко-крымской агрессией. До 2-й пол. XVIII в. адыго-русские отношения во многом способствовали выполнению задач воет, политики России в таких ее составных частях, как борьба и Турцией и Крымским ханством, закрепление Российской государственности в бассейне р.Терек и Ц. Кавказе, установление тесных связей с Грузией. С 60-х гг. XVIII в. Россия в своей воет, политике по отношению к Кавказу резко переходит к военно-колон. экспансии.

В результате Кавказской войны А. испытали этническую катастрофу. В критический период своей истории они стали жертвами самого лучшего своего качества — духа личной независимости и свободы. На первом этапе войны (1763—1822), в результате эпидемий и карательных экспедиций царских войск, от трехсоттысячного кабардинского субэтноса осталось всего 35 тыс. чел., а на завершающем ее этапе (1830-1864) из почти миллионного населения зап. А., после насильственной их депортации в Османскую империю, к 1867 г. — лишь 90 тыс. Опустевшие предгорья горной полосы Черкесии были заселены казаками, а по Черноморскому побережью расселились русские, украинцы, армяне, греки и др. Последовавшие затем реформы сопровождались разрушением или деформацией традиционных соц.-эконом, и полит. устоев адыг, этноса и дальнейшим расчленением его осколков по различным административно-территориальным округам и областям Российской империи. Впоследствии советская власть закрепила раз-

деление адыгского этноса натри изолированных друг от друга части — адыгейцев, черкесов и кабардинцев, инерционно считающиеся до сих пор разными народами. Однако несмотря насвоютерритор. разобщенность, А. четко осознают свое этническое родство и принадлежность к единому этносу. Символами их этнической идентификации и самоидентификации, помимо общего самоназв. (адыге), является язык (адыгэбзэ). Общность духовной культуры и психического склада проявляются в категориях «адыгагьэ» («адыгство») — концентрированное выражение моральных правил поведения, основанных на идеализированных свойствах национального характера, высшая ценность, ориентир для самосовершенствования: «адыгэ щэн» — адыгский характер; «адыгэ хабзэ» — свод правовых норм, законов, обычаев и этики.

В последние годы наблюдается рост общеадыг. самосознания. В местах расселения А. в т.ч. и диаспоры функционируют обществ, организации «Адыгэ Хасэ». В мае 1991 г. создана Международная Черкесская Ассоциация, в которую вошли представители абхазов и абазин. В Ассоциацию приняты региональные организации «Адыгэ Хасэ» Адыгеи, Кабардино-Балкарии Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Шапсугии, Москвы, Краснодара, а также адыгские общества Турции, Иордании, Сирии, Израиля, США, Нидерландов, Германии. Программой Ассоциации предусмотрено возрождение нац. культуры, языка, обычаев и традиций адыго-абхазских народов Кавказа, установление тесных контактов с черкесской диаспорой. В этом же русле осуществляет свою деятельность и Адыгская (Черкесская) Международная Академия наук.

Лит.: Гарданов В.К. Обществ, строй адыгских народов. М., 1967; ГадлоА.В. Этническая история Сев. Кавказа IV—X вв. Л., 1979; Он же. Этническая история Сев. Кавказа X—XIII вв. СПб, 1994; Бетрозов Р. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996; Кажа-ров В.Х. Традиц. обществ, ии-ты кабардинцев и их кризис в к. XVIII — 1-й пол. XIX в. Нальчик, 1994; Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Совр. государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999; Мир культуры адыгов / Отв. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп, 2000.

И.Х. Калмыков (Черкесск), Б.М. Керефов (Нальчик).


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 2 810 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката 11:08 Четверг 0 2 881 Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката Габукайский Дом культуры встречал земляка - народного художника Российской Федерации Теучежа Ката, в рамках творческой встречи состоялась интересная беседа. В зале присутствовали представители
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 2 770 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 1 934 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 477 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 456 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 516 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 1 942 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и
10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Зарамука Патуровича Кардангушева 09:36 Пятница 0 1 828 10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Зарамука Патуровича Кардангушева 10 января исполнилось 106 лет со дня рождения Заслуженного деятеля искусств, народного артиста КБР, Заслуженного деятеля культуры Республики Адыгея, Лауреата Международной адыгской премии