АЛБАНЫ (алваны, агваны) — одна из народностей Кавказ Албании. По Страбону (65 г. до н. э. — 21 г. н.э.), образовалась из 26 племен: «каждое из которых ранее имело свой язык и своего царя». А. — собират. имя народов Воет. Кавказа, а также назв. конкретного этноса, говорившего на языке дагест. группы кавказских языков. Одни ученые (Н.Я. Марр и др.) считали их предками аварцев на том основании, что под этим этническим наименованием они известны у андо-дидойских народов, другие (К.В. Тревер) — лезгин.
А. занимали территорию по среднему и нижнему течению Куры, между иберами и Каспийским морем, Кавказскими горами, ближайшими к морю из которых являются Керавнские горы (Андийский или Къори-Лам хребет) и Арменией (Страбон. XI, 4). Плиний уточняет место обитания А.: в горах Кавказа и на берегу Каспия, южнее удин до реки Кура (Плиний. VI, 13,38—39). Собственно А., видимо, занимали территорию бассейна р. Албан, соответствующей совр. Алпан-чаю в Сев. Азербайджане. Первое упоминание об А. содержится в трагедиях антич. авторов (Плиния Старшего и Арриана) в связи с их участием в битве Ахеменидского царя Дария при Гав-гамелах в 331 г. до н.э. с армией Александра Македонского.
А. занимались орошаемым земледелием, садоводством, огородничеством, скотоводством. Пахали плугами, молотили собранный урожай на спец, токах с помощью молотильных досок. В качестве тягловой силы при пахоте и молотьбе использовали быков. Мололи зерно на зернотерках, а позже — на ручных мельницах. Высокого уровня развития достигли различные ремесла, многие отрасли которых получили специализацию. Зарождались города, в числе которых были Кабала (Кабалака), Албана и др.
У А. к последним векам I тыс. до н.э. наблюдается резкая имуществ, дифференциация. Соц. верхушка была представлена военной, родо-племенной и духовной аристократией (царь, предводители, жрецы и др.), простыми свободными общинниками, бедняками, храмовыми рабами (иередулами). Формируется конфедерация племен, возглавляемая А., а ко II в. — алб. государство, воспринявшее традиции Ахеменидской империи и Аршикидской Пар-фии. Источники сохранили имена трех ранних алб. Царей: Оройса, Котиса и Зобера.
А. поклонялись Луне, Солнцу и Зевсу. Гл. храм и храмовая область находились в зал. части Кавказ Албании, у границ Грузии в замкнутой плодородной долине.
В III—V вв. у А. сложились феод, отношения. Значит. часть крестьян попала в зависимость от феодалов. Для укрепления своей власти феодальная знать во главе с царем Урнайром приняла в нач. IV в. христианство в качестве гос. религии. Христианская церковь получила крупные земельные угодья; крестьяне были обязаны платить ей десятинный налог. Царская власть опиралась на землевладельческую аристократию и христианскую церковь, возглавляемую в IV—VIII вв. автокефальным католикосом.
В III в. А. попали в зависимость от Сасанидского Ирана, стремившегося укрепиться в р-не совр. Дер-
бента. Последние начали строить здесь крупные оборонительные сооружения — крепость и оборонительные стены, обложили местное население тяжелой данью, вынуждали строить крепостные стены. Тяжелый гнет вызвал освободит, борьбу А. и других народов Закавказья. Наиболее крупным было восстание армян, А. и иберов 450—451 гг. во главе с князем Варданом Мамиконяном. Подавив восстание 457 г., возглавляемое царем Ваче II, сасаниды в 461 г. ликвидировали царский титул в Албании. Он был восстановлен при царе Вачагане II (487—510), а в VI в. снова упразднен. В VII в. князья из рода Михрани-дов восстановили полит, самостоятельность государства А. Сасаниды, ослабленные борьбой с арабами, не смогли препятствовать этому акту. А. под руководством князя Джеваншира в 1-й пол. VII в. боролись с арабами на юге и хазарами на севере, отстаивая независимость своего государства.
С V в. среди А. получает распространение письменность, приспособленная к языку одного из племен Кавказ. Албании — гаргарейскому. Ее изобрел арм. просветитель Месроп Маштоц. Он же изобрел письмена для груз, и арм. языков. Косвенные данные свидетельствуют о том, что у А. и до этого была письменность и Месроп Маштоц «возобновил» ее.
Для распространения грамоты были открыты школы, находившиеся в руках духовенства. На алб. язык стали переводиться церковные книги. Развивались литература и наука. С VII в. берет начало «История агван», составленная Моисеем Каланка-туйским (Мовсес Каганкатваци). Развивается искусство, в том числе декоративно-прикладное, архитектура, строительство.
В нач. VIII в. А. были завоеваны арабами и среди них распространили ислам. ВIX в. отмечены антиараб-ские выступления, в том числе восстание хурамитов (одним из них было восстание Бабека). Во 2-й пол. IX в. основная часть А. была обращена в мусульманство.
А. являются предками совр. народов Дагестана. Они вместе с племенами Атропатены приняли участие в этногенезе азерб. народа.
Лит.: Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказ. Албании IVв. до н.э. — VII в. н.э. М.; Л., 1959; Ямпольский З.И. Древняя Албания. III в. до н.э. — I в. н.э. Баку, 1962; Алиев К. Кавказская Албания (I в. до н.э. — I в. н.э.). Баку, 1974; Халилов Дж.А. Матер, культура Кавказ. Албании (Г/в. до н.э. — IIIв. н.э.). Баку, 1985; Мамедова Ф.Дж. Полит, история и ист. география Кавказ. Албании (III в. до н.э. — VIII в. н.э.). Баку, 1986; Акопян А.А. Албания — Алуанк в греко-лат. и древне-арм. источниках. Ереван, 1974; Бабаев И.А. Города Кавказ. Албании в IV в. до н.э. — III в.н.э. Баку, 1990; Давудов О.М. Матер, культура Дагестана алб. времени (III в. до н.э. — IV в.н.э.). Махачкала, 1996.
О.М Давудов., Ш.О. Давудов (Махачкала)