АЛПИДЗУРЫ (алпилдзуры) — родственное гуннам, возможно, исходя из этнонима, тюркояз. племя, которое к моменту гуннского вторжения в междуречье Дона и Днепра обитало вместе с алцилдзу-рами, итимарами, тункарсами и боисками на сев. берегу Азовского моря (Меотиды). Вероятно, их можно связать с упоминаемыми географом 2-й пол. II в. н.э. Клавдием Птолемеем некими хунами, кочевавшими «между вастернами и роксаланами». Около 371 г. А. вместе с остготами короля Германа-риха подверглись нападению гуннов Баламбера. Часть А. была покорена гуннами, а часть ушла на запад к Дунаю (Истру), где еще в 30-е гг. V в. сохраняла независимость. Возможно, А. вместе с вестготами и аланами в 378 г. победили вост.-рим. армию императора Валента в битве при Адрианополе. Быть может, А. в качестве наемников привлекались остготским королем Витимиром для борьбы с подвластными гуннам аланами. В 383 г. часть гуннов (А.?) и алан по найму начала служить в Италии. В нач. V в. они часто помогали известному полководцу империи Стилихону в борьбе с вождем вестготов Алари-хом. В 30-е гг. V в. вождь гуннов Руа (Ругила), дядя Аттилы, собирался покарать обитавших на Истре А. и близкородственные им племена за союз с Воет. Рим. империей, но смерть помешала ему осуществить эти планы. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Источники: Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994; Иордан. О происхождении и деяниях ге-тов «GETICA». СПб., 1997; Prisci. Fragmenta // Historici Graeci Minores. Vol. 1. Ed. L. Dindorfius. Lipsiae, 1870.
Лит.: Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962; Табло А.В. Этническая история Сев. Кавказа IV—X вв. Л., 1979; Гумилев Л.Н. Хунны в Азии и Европе // ВИ. 1989. № 6, 7; Засецкая И.П. Культура кочевников южнорус. степей в гуннскую эпоху (к. IV—V вв.). СПб., 1994.
С.В. Гуркин (Ростов-на-Дону)
АМАЗОНКИ (отгреч . amasoges—безгрудая) — в греч. мифологии племена женщин-воительниц, совершавших далекие походы, и отличающихся доблестью и бесстрашием. В «Илиаде» греч. герой Ахилл сражался с мужественной и красивой царицей А. Пенфесилией. Легенды гласят, что в детстве А. прижигали себе правую грудь, чтобы она не росла и не мешала в будущем стрельбе из лука. Древнейший в греч. лит. рассказ об А. Принадлежит Геродоту (V в. до н.э.). Описывая происхождение народа саврома-тов и подчеркивая роль женщин в их о-ве, он связывает это с традициями А., которые были якобы их прародительницами. Сообщения об А. имеются у многих античных авторов (Псевдо-Гиппократ, Лисий, Эфор, Палефат, Страбон, Диодор Сицилий-
ский, Помпей Трог, Помпоний Мела, Плутарх и др.). Приведенные ими сведения показывают А. на Черноморском побережье в М. Азии, на Кавказе и на р. Танаис, которая в древности называлась амазонской рекой. Именно с далеких берегов Танаиса начинали А. свои походы в М. Азию и Грецию. Легенды об А. связаны с особенностью быта древних народов (хеттов, киммерийцев, савроматов и др.), у которых женщины занимали почетное место в о-ве и в особых случаях могли участвовать в сражениях наравне с мужчинами. Это подтверждается много-числ. археолог, находками погребений женщин с оружием на Кавказе, Сев. Причерноморье и на Дону. Легенды об А. послужили темой для многочисленных высокохудожеств. произведений в литературе, вазописи, скульптуре.
Лит.: Косвен М.О. Амазонки. История легенды // СЭ. 1947. N° 2; Максименко В.Е., Скрипник Т.А. Амазонки: по следам легенды // Богатый колодезь. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 199\ \ Смирнов К.Ф. «Амазонка» IV века до н.э. на Дону // СА. 1982. № 1.
В.Е. Максименко (Ростов-на-Дону)