БАЛКАРЦЫ - коренной народ Кабардино-Балкарской республики » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » БАЛКАРЦЫ - коренной народ Кабардино-Балкарской республики
БАЛКАРЦЫ - коренной народ Кабардино-Балкарской республики 14:00 Вторник 0 5 550
17-04-2018, 14:00

БАЛКАРЦЫ - коренной народ Кабардино-Балкарской республики


БАЛКАРЦЫ (самоназв. таулула — «горцы») — коренной народ Кабардино-Балкарской республики (КБР), населяющий в основном ее горные и предгорные р-ны в верховьях р. Хазнидон, Черек — Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом—урусбиевцы) и Малки. Численность в СНГ

— 85,1 тыс. чел. (1989); из них в РФ живет 78,3 тыс. чел., в т.ч. в ЮФО по переписи 2002 г. — 106,8 тыс. чел., в т.ч. в КБР — 104,9 тыс.; в Казахстане их ок. 3 тыс., в Кыргызстане — 2,1 тыс. Отдельные группы Б. живут в Турции, Сирии и др. Фактически Б. составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балк.-кавказ. варианта большой европеоидной расы. Говорят на балкаро-карачаевском языке зап.-кыпчак. группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны. Верующие — мусульмане-сунниты. До 1926 г. Б. пользовались в основном письменностью на основе арабской графики; в 1926—1937 гг. она создана на основе лат., а впоследствии — на основе рус. алфавита. Развит лит. язык.

Балкар, народ сформировался на территроии Ц. Кавказа в результате необычайно сложного и длительного процесса смешения и поэтапного исторического развития трех основополагающих этнических компонентов: а) потомков древнейшего автохтонно-кав-каз. населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV—I тыс. до н.э. (особенно племен кобанской культуры XII—IV вв. до н.э.); б) ираноязычных алан-асов или овсов (II—I вв до н.э.

— XIII в. н.э.); в) тюркоязычных племен, гл. об. болгар или булгар (I тыс. н.э.) и половцев-кыпчаков и/ или куманов (XI—XIV).

Смешанный характер этногенеза Б. проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания этнонима Б. содержатся у автора IV в. Ибн А. Котины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в «Истории Армении» М. Хоренского, V в.), а также в латинском «Анонимном Хронографе» 354 г., хронике 3. Ритора (VI), «Армянской географии» А. Шаринаци (VII). В русских документах наиболее ранние упоминания Б. от-
носятся к 1629 г.; позднее в них они именовались также «горскими татарами». В грузинских источниках XIV—XVIII вв. Б. известны под именем «басиа-ны». Осетины называли их асами (асон, асиаг), сваны — «сауары» или «горцы», кабардинцы — «куш-ха» (горцы) и др.

Издавна Б. имели разносторонние эконом., полит. и культурные связи с соседями, особенно с кабардинцами, осетинами-дигорцами, сванами, гру-зинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталические и куначеские отношения. Отд. семьи и группы этих и иных народов селились и ассимилировались среди Б. Не позднее нач. XVII в. стали устанавливаться связи с Россией. В 1628— 1629 гг. представители «Московии» интересовались возможностью разработок серебряных руд в Балка-рии. По пути в Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639—1640), а Толоча-нов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) — в Черекском. В 1736 г. у жителей Верх. Чегема гостил с казаком с Дона и описал некоторые черты их быта и верований кизлярский дворянин Тузов. С другой стороны, балкарский узден («дворянин») Каспулат пребывал в 1643 г. в русском г. Терки. А в 1657 г. таубий («горский князь») Айдебулов вместе с посольством кахетинского царя Теймураза и представителями других горных обществ Ц. Кавказа отправился в Москву, где был принят в Грановитой палате, щедро одарен соболями царем Алексеем и находился ок. года. Видимо, миссия Айдебу-лова была связана с поисками путей включения Б. в сферу влияния Московии. Позднее отдельные о-ва Б. неоднократно просили об этом русскую администрацию на Кавказе (1783, 1787, 1794). Вместе с тем они нередко выступали на стороне кабардинцев против войск крымских ханов (XVII—XVIII) и русских генералов (1795, 1804, 1810 и др.).

В состав России Б. официально вошли в 1827 г., когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев (адата), шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в ист. развитии Б., существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877— 1878), русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1920) войнах, в революционных движениях 1905—1907 и 1917 гг. Определенный научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в к. XVIII—XIX вв. (Гюльденш-тедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, адыгских и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX — 10-е гг. XX вв., т.е. после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фир-кович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Теп-цов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, Ногмов, Кудашев, Далгат, композитор Танеев, географ Дин-ник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен спец, дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). В 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразоват. реальное училище, где Б. учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских сел. Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые Б. из привилегированных сословий получали образование в учеб, заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во 2-й пол. XIX — нач. XX вв. среди Б. начала формироваться нац. интеллигенция, проводившая значит, культур.-просветит. работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный, деятель И. Балкаруков, поэт — основоположник балкар, литературы К. Мечиев). И все же грамотность среди Б. в досоветский период оставалась очень низкой (менее 1,5%).

Существенный отпечаток на соц.-эконом. развитие и традиц. культуру Б. накладывали особенности природ.-географ. условий и крайнее малоземелье, которое все острее ощущалось по мере роста их численности (1866 г. — 10 тыс. чел., а в 1897 г. — 23,1 тыс. чел.). В 1882 г. в 41 сел. жили 13 тыс. чел.; причем в наиболее многолюдном о-ве Малкар располагалось 18 сел. (43%) с общей численностью 5 тыс. чел. (38%). При всем этом у Б. сложились довольно развитые для высокогорных условий формы феодализма с глубокой соц.-имуществ. дифференциацией и многоступенчатой сословной иерархией. Вместе с тем устойчиво сохранялись и определенные патриархально-родовые пережитки. Высший соц. слой — это таубии («горские князья»). Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы — в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы — в Чегемском, Шакмановы — в Хо-ламском, Суншевы — в Безенгиевском, Урусбиевы — в Баксанском. Рожденные от неравного брака с таубием назывались «чанка». Следующую приви-
легированную ступень занимали ездени («дворяне»), т.е. собственники — феодалы, находившиеся в определенной даннической, военно-служебной и иной зависимости от таубиев. Ниже находились караки-ши («черные люди») — податные таубиев, официально освобожденные в результате реформ 1867 г. Далее следовали азаты — «вольноотпущенники», считавшиеся лично свободными, но реально оказавшиеся в зависимости от представителей высших сословий из-за пользования их землями. Еще ниже были чагары — «холопы», пользовавшиеся некоторыми правами и земельными наделами. Последнюю ступень занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные») и карауаши («черноголовые») — абсолютно бесправные дворовые холопы и холопки, находившиеся на положении рабов.

Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших соц. групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т.п., то уздени, каракиши и др. вынуждены были нести определенные расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести. В вопросах кровной мести, воровства и иных конфликтных ситуациях виновные таубии, по сравнению с остальными, наказывались несравнимо мягче или вообще не привлекались к ответственности — срабатывало право феод, неприкосновенности. Браки, как правило, были сословно замкнутыми. В зависимых социальных слоях они заключались по воле таубиев. Почти до XIX в. феодалы пытались сохранить за собой’право первой брачной ночи. Сословное неравенство проявлялось даже в одежде: белые бурки и черкески могли носить лишь таубии. При всем том многие судеб, дела, споры и конфликты между общинами с соседними народами, вопросы войны и мира и т.п. решались на народных форумах — тере, в которых участвовали разные сословия. В особых случаях они выполняли также и законодательные функции. В каждом селе или о-ве было свое тере во главе с таубием — олием. При необходимости могли созываться форумы нескольких или даже всех балк. обществ, которые возглавлял наиболее влиятельный таубий — «верховный олий». По тем или иным спорным вопросам к тере Б. порой обращались также из Карачая, Осетии и др.

Тяжелые последствия острой нехватки земли усугублялись для подавляющего большинства Б. ее крайне неравномерным распределением. В к. XIX — нач. XX вв. 428 дворов (30% хозяйств) были вообще безземельными, более 50% имели 0,5—0,25 десятин и менее, а 6% семей таубией владели 20% пахот, 43% покосных и 30% пастбищных земель. После реформ 1867 г. часть Б. поселилась в предгорных долинах (сел. Кашхатау, Чижок-кабак, Кенделен и др.). Но все же в нач. XX в. избыточное население достигло 67%. Малоземелье обостряло отношения сознатью Кабарды и других соседей, приводило к столкновению между самими балканскими обществами, вызывая антифеодальные выступления (напр., восстание крестьян Холама и Чегема в 1855 г., Малкара в 1897 и 1913 гг.).

Необычайная земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие соц. различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений. В наиболее многолюдном о-ве Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной. К сел. и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опор, столбы (Малкар, Холам, Чегем). Во многих сел. и иных удобных для защиты ущелий местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Бак-санука, Ак-кала и др.). Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней. Проводилась определенная физическая и военная'подготовка молодежи, в т.ч. и в специальных лагерях таубиев («Басиат-кошах»).

Земледелие в горах требовало огромных затрат труда. Местами оно было террасным. Пахали сохой с железным лемехом, боронили волокушей из хвороста, жали серпами. В XIX в. появились фабричные с.-х. орудия. Выращивали ячмень, пшеницу, овес, позднее —• просо и кукурузу, а из огородных — лук, редьку, огурцы, картофель; занимались садоводством и пчеловодством. Своего зерна хватало на 2-3 месяца, и продукты питания в какой-то мере дополнялись охотой в горах, сбором диких плодов и растений. Но основным источником жизнеобеспечения Б. было животноводство, гл. обр., овцеводство; разводили также крупный рогатый скот, коз, лошадей, мулов, а до утверждения ислама в к. XVIH в. и свиней. По поголовью скота на душу населения Б. занимали одно из первых мест в регионе, однако его осн. часть принадлежала феодалам. Летом стада пасли в горах («жайлык»), весной и осенью — в предгорьях и равнинах Кабарды, а зимой возвращали на стойловое содержание. За пользование равнинными пастбищами и покровительство со стороны ка-бард. князей Б. платили им определенную дань.

Значит, место в экономике Б. занимали обработка шерсти, кож, камня и дерева, солеварение, добыча свинца и серы, изготовление богато орнаменти-
рованных войлочных ковров, сукна, башлыков, бурок, пороха, и пуль, холодного оружия и т.п. Многое из всего этого, а также домашний скот, шерсть, меха и шкуры, мед и воск вывозилось в Грузию, Кабарду, русские поселения и т.д. Привозили зерно, соль, рыбу, сушеные фрукты и пряности, сафьян, ткани, ковры, женские украшения, иголки, белила и румяна.

В пореформ. период Балкария стала втягиваться во всероссийский рынок. Таубии И. Урусбиев в Баксане и И. Балкаруков в Чегеме построили заводы для товарного производства сыров по швейцарской технологии. В к. XIX — нач. XX вв. у Б. годовый сбыт крупного рогатого скота составил 2 тыс. голов, овец —• 14 тыс.; в основном для продажи изготовляли 391 тыс. аршин сукна.

Коренной перелом в жизни Б. произошел в результате революции 1917 г. В их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значит, достижения. После Февральской революции в состав Нальчик, исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды Б. выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Насту-ев, А. Гемуев, X. Асанов, К. Ульбашев и др.). На II съезде народов Сев. Кавказа (Пятигорск, 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской нар. республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. В 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная обл. (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием Б. были выделены в отд. р-ны — Черекский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хоз-вами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат. Основы многовекового уклада жизни Б. стали круто изменяться в результате коллективизации сел. хоз-ва, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.). С нач. 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета набалк. яз. В 20—30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культур.-просветит., учеб, и науч. учреждений, где получили образование многие Б. Они учились также в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др. Значит, вклад в нар. образование и подготовку над. кадров из Б. внесли представители русского и других народов СССР. В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шах-мурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, X. Кадиев и др.). В 1934 г. был создан Союз писателей Каб.-Балкарии, в 1940 г. — балкар. Драматический театр. В обществ.-полит, и культурную жизнь вовлекались и женщины-балкарки.

Весьма значит, достижениям в соц-эконом. и культурном развитии Б. нанесли непоправимый урон массовые репрессии в к. 20—30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (X. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, X. Теммоев, С. Отаров) и мн. др. В годы войны Б. подверглись беспрецедентному террору. В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей — стариков, женщин, детей. А в 1944 г. весь балк. народ был сослан в Сред. Азию и Казахстан. Между тем тысячи Б. сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 каб.-балк. кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашист, сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балк. народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей СССР и КБССР от 1956,1957 гг. и др. документов репрессии против Б. признаны ошибочными и антизаконны-ми, восстановлена их государственность.

В послереабилитационный период (к. 1950-х— 80-х гг.) экономика и культура Б. развивались особенно эффективно. По возвращению на ист. родину им со стороны русского, кабардинского и других народов была оказана всесторонняя помощь. Ускоренно восстанавливались старые и создавались новые сел. (Новая Балкария идр.) с добротными домами и усадьбами совр. типа, с библиотеками и спортивными зонами ит.п. При получении кредитов, поступлении в учеб, заведения и др. Б. пользовались определенными льготами. По данным на 1989 г. по числу специалистов с высшим образованием на душу населения они занимали одно из первых мест в СССР, Из большого числа балк. ученых широко известны имена академиков М. Энеева, М. Залиханова, М. Курданова. В 50-х — нач. 60-х гг. достигла своей вершины поэзия лауреата государственных и Ленинской премии К. Кулиева. На балк. языке издаются книги, журналы, газеты, учебники; вещают радио и телевидение; работает драматический театр. Широкой популярностью пользуется танцевальный ансамбль «Балкария». В к. 80-х — нач. 90-х гг. сформировались обществ.-полит. организации «Ныгыш»,
«Тере», «Нац. совет балк. народа» и др., но ныне их деятельность прекращена. В 1992 г. КБАССР преобразован в суверенную Кабардино-Балкарскую Республику в составе России. Избран Президент, двухпалатный парламент на паритетной основе. Сформирован кабинет правительства. Гос. языки — кабард., балкар, и рус.

Лит.: О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1960; Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказ, этнограф, сб. Вып. IV. М., 1969; История Кабардино-Балкарской АССР: В 2 т. М., 1967; Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969.

И.М. Чеченов (Нальчик)


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив