Как компонент танец получил распространение и в обрядах, связанных с уходом за посевами, уборкой урожая, сенокошением, ведением животноводства.
Его массовость, сопровождение песней, метроритм которой определял характер движения, жестов, пластики, смену взаиморасположений соответствуют признакам традиционной для многих народов земного шара формы хореографического творчества — хоровода. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что «Удж» является традиционной формой танцевального искусства адыгов и, как историческое образование, своим происхождением восходит к материальному быту, трудовой коллективной деятельности, отражающейся в ряде случаев в форме хоровода, входящего в структуру массовых обрядовых действ. Это подтверждают труды В. Швецова, Л. Лаврова и других исследователей.
Выйдя из трудового процесса и став ритуальным, танец изменил свое предназначение, расширил свои функции и не только сохранил традиционность структуры, но и обрел возможность ее развития. Внимательное изучение материалов Г. X. Мамбетова позволяет выявить качественные изменения в структуре ритуальных танцев, как бы новообразования в традиционной форме: определенность взаиморасположения в кругу, в линии; выделение пары; небольшой группы исполнителей и т. п.