С течением времени «Удж-хурай» у ряда адыгских народов был утерян, в том числе и у кабардинцев. А вот у черноморских шапсугов в Адыгее он сохранился, трансформировавшись в танец-величание, танец-воспевание, танец-гимн женщине. Исполнение его на свадебных торжествах встречается еще и в наши дни. А прежде обычно старейшими уважаемыми людьми аула избиралась девушка, достоинства которой определялись не только внешностью. Она должна быть ловкой и грациозной в танцах и играх, быть смышленной в домашнем хозяйстве, мастерицей в женском рукоделии. Все эти достоинства ее воспевались в «Удж-хурае». Определение избранницы сопровождалось возгласами, выстрелами, после чего все вставали в круг. Мерно раскачиваясь, двигаясь вперед-назад, круг постепенно раскрывался; обычно размыкал его тот, кто танцевал с избранницей. Начав новую фигуру танца, солист громко произносит имя избранницы, восхваляя ее достоинства. Подпевая хором солисту, все пары также исполняют очередную фигуру танца.
Анализ структуры приведенного варианта обнаруживает наличие пар, притоптываний, раскачиваний, что являлось изобразительным средством в трудовых «Удж». Наличие литературного текста, исполнение его хором свидетельствуют о принадлежности данного варианта к компонентам семейно-бытовой обрядности (например, в древности на свадьбах во время исполнения «Удж» пели, прославляя женщину...). Множество хороводных песен, которые и сегодня исполняются на свадьбах, является свидетельством популярности этого танца в недалеком прошлом. Они хранят в себе и четкость размеренного движения, и мягкую кантеленную напевность пластики, и светлый лиризм, обращенные к избраннице. Встречающийся и сегодня на свадьбах обновленный временем «Удж-хурай» раскрывает «живую связь времен», делает зримой историческую память народа.