» » » Современный «адыгэ джэгу»: эволюция от гармонии к хаосу
Современный «адыгэ джэгу»: эволюция от гармонии к хаосу 12:11 Суббота 0 841
12-05-2018, 12:11

Современный «адыгэ джэгу»: эволюция от гармонии к хаосу



У каждого народа есть свои любимые праздники, многие из которых имеют весьма древние корни. У адыгов (черкесов) таковыми являются «адыгэ джэгу» - адыгские игрища. Традиция проведения джэгу уходит вглубь веков. Джэгу проводились по разным поводам (по случаю свадьбы, рождения ребенка, завершения сельхозработ, по инициативе признанных красавиц и т. д). Это было массовое общенародное представление под открытым небом, где были и организаторы игрища, и совет старейшин, и музыканты, и «корифей» игрища – распорядитель. В джэгу принимали совместное участие аристократы и представители незнатных слоев населения. Во время джэгу могли устраиваться атлетические состязания, скачки, выступления народных сказителей и певцов, но главное действие всегда разворачивалось в танцевальном кругу.
Танцевальный этикет предполагал участие в танцах незамужних девушек и мужчин, которые образовывали круг на большой площадке. Девушки выстраивались по старшинству полукругом, лицом к югу. За ними находились замужние женщины, не принимавшие участия в танцах. Напротив девушек полукругом становились мужчины. В кругу были и музыканты, исполнявшие танцевальные мелодии. С внешней стороны круг замыкали всадники. Дети в танцевальный круг не допускались, а лишь наблюдали за происходящим, сидя на деревьях и заборах. В центре танцевального круга находился распорядитель – хатияко (хьатияк1о) с жезлом в руках. Этот жезл был символом его власти, и все присутствующие на джэгу должны были подчиняться его указаниям. Похвала, прилюдно высказанная хатияко на джэгу, возвышала человека в глазах окружающих. Замечания же, сделанные хатияко, должно было воспринимать с пониманием и смирением. У хатияко были помощники – юноша и девушка, выводившие танцоров в круг.
Одна из функций джэгу состояла в том, чтобы создать возможность для знакомства молодых людей и девушек с целью последующего вступления в брак. Поэтому присутствие девушек на джэгу считалось обязательным. Красавицы в праздничных нарядах были его главным украшением, и их появление на игрище обставлялось с особой торжественностью. Девушек привозили с собой всадники в седлах. Они держали в руках знамена, подчеркивая рыцарское почитание представительниц прекрасного пола. Девушку могли привести прямо в круг на фаэтоне, заказанном ее поклонниками. Распорядитель помогал девушке спуститься и вместе с музыкантами под звуки торжественной мелодии сопровождал ее до места в танцевальном кругу.
Первыми танцевали старшие по возрасту и гости. Порядок очередности строго соблюдался. Никто не мог самовольно выходить на танец. Это можно было сделать только по приглашению хатияко и его помощников. Нельзя было отказываться от выхода в танцевальный круг. Если вдруг мужчина, приглашенный распорядителем, все же отказывался танцевать, он должен был заплатить штраф в пользу хатияко и музыкантов. И уж здесь-то он обязан был продемонстрировать свою щедрость, иначе мог быть публично осмеян и прослыть скупцом.
Считалось предосудительным слишком долго танцевать, приковывая к себе излишнее внимание. Инициатива окончания танца принадлежала девушке. Партнер провожал ее к месту, где она стояла в танцевальном кругу, и почтительно ждал, когда девушка займет его. Затем он возвращался на свое место, не поворачиваясь к девушке спиной. Существовали и иные правила, которых придерживались участники джэгу.
Посещение таких игрищ адыги рассматривали как очень важное дело, поскольку на глазах у большого стечения народа каждый участник джэгу должен был показать свои лучшие качества, соответствующие общественным ожиданиям. Адыгский ученый З.М. Налоев писал, что красота и гармония были составной частью не только внешней, но и внутренней формы игрищ. Конечно же, это зависело не только от структуры самого игрища, но и от его участников, демонстрировавших хорошие манеры, умение танцевать и гармонию всего внешнего облика. Традиционный адыгэ джэгу – это акт почитания и торжества наивысших культурных ценностей адыгского народа, где все подчинялось строгим правилам игровой культуры. Никто не мог освободить себя от выполнения этих правил, не вызвав широкого общественного порицания.
Несмотря на архаичность происхождения, джэгу и в наши дни весьма популярны, они привлекают большое число участников и зрителей. Джэгу являются важной составляющей праздничных мероприятий городского и республиканского масштабов (День Республики, День города, День адыгского флага, Адыгского национального костюма). На таких игрищах присутствуют люди разных национальностей. Кроме того, по инициативе адыгской молодежи уже несколько лет подряд в теплое время года каждую неделю проводят джэгу в парках, скверах, на площадях. Вполне естественно, что современные адыгэ джэгу не могут в полной мере соответствовать принципам организации традиционных адыгских игрищ, которые несли в себе черты средневекового карнавала.
Однако в адыгских игрищах есть та составляющая, которая должна оставаться вне времени и сохраняться как можно дольше. Традиционный адыгэ джэгу – это хранитель этикета и транслятор этических норм. Это крайне важно, поскольку в последнее время массовые адыгэ джэгу, проводящиеся на публичных мероприятиях (да и на многие свадебные джэгу) стали скатываться к некоему подобию танцевальной вечеринки, где каждый участник входит в танцевальный круг и выходит из него по своему усмотрению, когда ему угодно. Парни и девушки сами выбирают себе партнеров, игнорируя очередность и указания распорядителя и его помощников. Более того, танцующую пару могут «разбить» третьи участники, которые по своей инициативе вторгаются в танец, вытесняя или почти выталкивая одного из танцующей пары, чтобы занять его место. В этом преуспевают и парни, и девушки, буквально «отбивая» партнеров друг у друга. Иногда это поощряется распорядителями, когда в ходе танца меняются партнеры, порой не единожды. В результате наиболее бойкие девушки и ребята не выходят из танцевального круга, а те, что поскромнее, как в той песне – «стоят в сторонке».
По сути, в последние несколько лет участники публичных адыгэ джэгу из числа молодежи стали воспринимать игрище просто как ситуацию, где можно продемонстрировать свои хореографические навыки перед широкой аудиторией. Конечно, сейчас в нашей республике, как никогда, много молодежи, умеющей танцевать практически профессионально. Это очень позитивная тенденция, но, стремясь показать свои достижения в области хореографии на публике, многие начинают забывать о строгих правилах, на которых держался весь институт народного игрища.
Вполне возможно, некоторые молодые люди даже не знают о существовании таких правил и принципов. Но без их соблюдения джэгу превращается в хаотичное действие, где нарушаются правила адыгского этикета и попираются базовые принципы адыгской этики. Прежде всего, речь идет об уважении к старшим. Например, как уже было сказано, игнорируются указания распорядителя и его помощников, не соблюдается очередность в танцах. Нередко без разрешения распорядителя родители буквально выталкивают в танцевальный круг маленьких детей, научившихся двигаться под народную музыку. Хуже всего, что это поощряется и руководителями детских национальных хореографических коллективов, если они участвуют в празднике. Желая показать достижения своих детей и воспитанников, они сами выводят их в круг целыми группами, сознательно оттесняя взрослых танцоров. Бесспорно, смотреть на красиво танцующих детей очень приятно, но танцевальный круг адыгэ джэгу – это место, прежде всего, для взрослых мужчин и взрослых девушек, а не для малышей и подростков. Конечно, чтобы поощрить детей, исполняющих национальные танцы, можно им устроить отдельный детский джэгу или выделить несколько минут в кругу, но не более. Дети не должны в силу своего возрастного статуса овладевать кругом на джэгу, не давая танцевать тем, кому это действительно положено. Часто юноши и девушки покидают танцевальный круг, разочарованные тем, что им не дает танцевать детвора.
А еще на современных джэгу, к великому сожалению, нередко нарушается принцип уважения к гостям. Приходится наблюдать ситуации, когда на общественных или частных джэгу в танцевальном кругу появляются почти исключительно представители принимающей стороны - хозяева торжества, а гостей, приехавших на праздник издалека (нередко из других регионов и даже из-за рубежа), обделяют вниманием, не приглашая танцевать.
Кроме того, на джэгу можно увидеть случаи явного неуважения к женщине. Выходящие в круг мужчины и юноши могут проигнорировать девушку, которую им вывели распорядители, и выводят партнершу самостоятельно, а иногда и девушки сами буквально выбегают в круг навстречу понравившемуся парню, что также недопустимо по правилам адыгэ джэгу. Казалось бы, что в этом такого, скажут некоторые: на дворе 21 век, другая жизнь, другие правила. Но если мы называем это действо «адыгэ джэгу», на нем должен царить порядок и взаимоуважение его участников. Для всех должно работать одно правило – соблюдение принципов адыгского этикета.
Отсутствие внятной реакции на такое поведение молодежи со стороны распорядителя и присутствующих старейшин поощряет такое поведение. Получается, что разрешено все, что не запрещено. За последнее время на нескольких праздничных джэгу я несколько раз слышала из уст распорядителя только одну установку – чтобы парни в спортивных костюмах и девушки в брюках и коротких юбках не выходили танцевать. Этим, собственно, все и ограничивается, как будто нет никаких других правил, а самое принципиальное требование – максимальная длина юбки. Но, на мой взгляд, это не столь важно. Думаю, уже не имеет никакого значения то, что девушка была одета в юбку до пят, если она, как стало теперь модно, в знак одобрения танцующих громко и пронзительно взвизгивает. Или бросается в танцевальный круг, «выбивая» плечами и грудью других девушек. То еще зрелище! Такое поведение буквально шокирует тех, кто знает и сам соблюдает каноны поведения на джэгу. Можно быть великолепным, технически совершенным танцовщиком, прийти на джэгу в приличествующем случаю одеянии и даже национальном костюме, но если к внешнему антуражу не прилагается соответствующее поведение, то все теряет смысл. Если не соблюдать правила адыгского этикета и не проявлять уважения друг к другу, тогда адыгэ джэгу лишается своего главного предназначения, превращаясь просто в танцевальное состязание, где все средства хороши, лишь бы привлечь к себе внимание.
Конечно, в деле организации как публичного, так и частного джэгу многое зависит от того, кто играет роль распорядителя - хатияко. Нередко это люди случайные или не вполне владеющие информацией о функциях и статусе распорядителя. Тот, от кого зависит порядок на джэгу, должен быть сам хорошо осведомлен, как вести себя всем участникам действа. Есть много доступной этнографической литературы, где описаны все принципы поведения участников и организаторов джэгу, только надо потрудиться изучить это и переработать в соответствии с реалиями современности. Конечно, у нас в Адыгее очень любят танцевать. Умение красиво двигаться всегда высоко ценилось, но никогда не было самым главным на джэгу. А сейчас для этого есть масса возможностей: проводятся фестивали и конкурсы по народной хореографии. Можно даже подумать об организации в масштабах региона шоу наподобие «Танцев на ТНТ», чтобы продемонстрировать индивидуальное исполнительское мастерство в национальных танцах. А за адыгэ джэгу необходимо оставить его главную традиционную функцию – быть местом, где его участники могли продемонстрировать в комплексе и знание этикета, и гармонию внешнего облика, и танцевальное мастерство.

Зарема Цеева.

-

Загрузка...

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
У известной певицы российской эстрады пропал голос из-за ботокса 11:35 Среда 0 181 У известной певицы российской эстрады пропал голос из-за ботокса Таисия Повалий призналась, что больше не может продолжать сольную карьеру из-за не удачной инъекции ботокса в губы. Артистка утверждает, что из-за стремления быть красивой она потеряла любимое дело.
Загрузка...