Голаны – это наша Родина, говорят евреи. Это часть Земли Израиля, евреи жили на Голанах три тысячи лет, это Эрец Исраель, Земля Обетованная, переданной Б-гом во владение еврейскому народу.
Имеется масса археологических свидетельств и письменных источников. Археологическими раскопками, начатыми в Голане еще в конце 19 в. обнаружены многие архитектурные памятники, свидетельствующие о существовании там густого еврейского населения по крайней мере со времен Ирода I и вплоть до арабского завоевания в 7 в. Руины синагог, колонны с изображениями еврейских символов и с надписями на иврите, арамейском и греческом языках были найдены в районах деревень Хаммат-Гадер, Хирбат-Канаф, Кафр-Хариб, города Кацрин и во многих других местах; в деревне Даббура обнаружены свидетельства существования там во 2 в. бет-мидраша (академия, медресе) одного из величайших мудрецов Талмуда Эл‘азара ха-Каппара.
В эпоху Второго Храма (2 тысячи триста – две тысячи лент назад) еврейское население Голан сильно увеличилось, евреи освоили новые земли, даже те, которые раньше нельзя было возделывать, убрали с них камни и подвели к ним воду. К поселкам проложили дороги. Перед началом Иудейской войны тогдашний губернатор Галилеи Йосеф бен-Маттитьяху (Иосиф Флавий) выстроил три крепости на Голанах: Селевкию, Сутану (Иехудию) и Гамлу. Героическое сопротивление Гамлы,так же как и Мосады, стало частью еврейского национального самосознания, известно каждому школьнику. Это один из символов еврейского национального героизма – евреи столицы Голан Гамлы, так же как и евреи Масады, предпочли убить себя и свои семьи, но не попасть в плен к римлянам.
Вот что пишет предатель Иосиф Флавий: "Дома Гамлы, чрезвычайно тесно идущие по отвесному склону, громоздятся один над другим, и город выглядит так, словно, брошенный с крутизны, он стремительно увлекает вниз самого себя" (И. Флавии. Иудейская война, кн. IV, гл. 1, §1). Семь месяцев город выдерживал натиск войск неприятеля. Римляне пытались вынудить повстанцев сдаться: они послали царя Агриппу на переговоры, но один из защитников метнул в него камень и ранил в локоть. Римляне возобновили атаку с удвоенной решимостью, пробили брешь в стене и ворвались в город. "Однако переполненные людьми крыши не были в состоянии вынести их веса и вскоре обрушились: один дом, падая, увлекал за собой находящееся под ним строение. <... > Многие римляне были погребены под обломками, у многих при попытке бежать была продавлена нога или рука, однако большинство задохнулось от пыли <... >"(И. Флавий. Иудейская война, кн. IV, гл. 1, §4). Римляне отступили. Но через несколько дней возобновили атаку. Ворвавшись в город, они , уничтожали все живое на своем пути. " Воспоминание о павших при первом штурме усилило ярость римлян против всех. Повсюду раздавались душераздирающие крики умирающих и кровь, запрудившая весь город, лилась вниз по склонам. <... > Потеряв надежду на спасение, многие евреи хватали жен и детей и бросались вместе с ними в глубочайшее ущелье. <... > От мечей пало 4 тысячи, человек, но число тех, кто бросился в пропасть, превысило 5 тысяч. Никто не остался в живых, кроме двух женщин. <... > Так <... >пала Гамла''. (И. Флавий. Иудейская война, кн. IV, гл. 1, §10).
--Даже когда было разрушено Иудейское царство (70 г.), еврейские поселения на Голанах не только не исчезли, но еще и расширились и укрепились. Поселения представляли собой множество тесно расположенных, но мелких селений (7-15 дворов в каждом). Такая распыленность населения была продиктована структурой местных водных ресурсов, представленных многочисленными, но маловодными источниками. Однако каждое поселение было настолько богато, что могло позволить себе строительство великолепной синагоги. Археологи нашли многочисленные остатки синагог того времени. Все синагоги были двухэтажными, с двухскатными крышами. Синагоги строили из тесаных камней, плотно пригнанных друг к другу без какого-либо скрепляющего материала. Фасад, увенчанный треугольным фронтоном, был украшен разнообразными барельефами. Во внешнем облике этих синагог явственно ощущается влияние римско-византийской архитектуры. Но внутреннее устройство зала было обычным для еврейской синагоги. На первом этаже был просторный зал для молящихся, потолок которого опирался на колонны. Вдоль стен стояли каменные скамьи, а у стены, обращенной к Иерусалиму, — деревянный Арон ха-Ко-деш (специальный шкаф, в котором находятся свитки Торы ) на приподнятом каменном постаменте.
--Евреи выращивали фрукты и овощи, пасли на обширных пастбищах скот. С IV в. на Голанах появились христиане. В VII в. христиан вытеснили мусульмане после боя южнее Голан в битве при Ярмуке. С приходом мусульман на Голанах поселились бедуины, туркмены, друзы, и земли там почти не возделывались. В XIX в., когда египтяне ненадолго отняли земли Палестины у турок, они пытались заселить Голаны, привозя сюда негров- суданцев. Возникли крошечные деревушки из тростника и глины. Наконец, турки завезли на Голаны черкесов.