С незапамятных времен войны, во всех их проявлениях, занимали большое место в жизни адыгов.
Будучи важным стратегическим регионом, являясь воротами из Азии в Европу, Кавказ был объектом постоянной военной экспансии. Многочисленные завоеватели побывали здесь: скифы, сарматы, гунны, хазары, полчища Чингисхана и Тамерлана. Многие государства считали Кавказ зоной своих интересов и вели с местными племенами и народами долгие и изнурительные войны. Помимо войн с иноземными ахватчиками и с соседними народами, адыги, разделенные на множество этнических групп, вели частые междоусобные войны.
«Трудно найти на земле, которую мы населяем,- писал И. Бларамберг,-народы, которые защищали бы свою свободу и независимость с большим упорством и которые в то же самое время беспокоили бы еще больше своих соседей, чем жители Кавказа. Все эти народы имеют большую склонность к войне» [28, 25].
На протяжении многих столетий адыгское общество находилось в перманентном состоянии войны. «В ту эпоху,- писал о средневековой Кабарде Ш. Б. Ногмов,- Кабарда представляла вид рассеянного воинского стана, где каждый, ополчась, охранял свое имущество вооруженной рукой» [101, 115].
Стремление к свободе и независимости, а стало быть, к сохранению своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этических ценностей, было преобладающим мотивом в жизни этого народа, легло в основу его менталитета.
Гордость, свободолюбие и независимый характер черкесов отразились в их религиозных верованиях, культах, в отношении к языческим Богам. Отношения легендарных предков адыгов - нартов и языческих богов скорее напоминают форму партнерства, взаимных обязательств, чем слепого почитания, страха, подчинения перед высшими силами.
Нарты общаются с богами с уважением, но как с равными, просто субстанциями другой природы. Боги приглашают нартов на свои пиры; нарты могут находиться в дружеских отношениях с богами, приносить им дары, жертвоприношения, а могут быть в неприязненных отношениях, даже в состоянии войны, если боги не соблюдают взаимных обязательств.
В таких условиях внутреннего и внешнего развития, а именно: постоянная угроза внешней экспансии, междоусобные войны, политическая нестабильность; отсутствие централизованного государства с единой армией и другими атрибутами, а также немногочисленность адыгского этноса сделали необходимыми появление своих механизмов, институтов, способствовавших самосохранению, жизнестойкости адыгского общества.
Одним из таких механизмов был чрезвычайно военизированный быт феодальной Черкесии. Правом ношения оружия пользовались все члены общества, кроме домашних рабов. «Все мужчины с возраста 13-15 лет и до старости приучены носить оружие. Воспитание детей все направлено к тому, чтобы внушить им величайшую храбрость ... храбрость у них первая добродетель»,- сообщал Рафаэль Скасси о натухайцах [119, 285].
Относительная малочисленность адыгского этноса была следствием беспрерывных войн. «Дыл1ыгъэншатэмэ, нэхъыбэ1уэу дыкъызэтенэну къыщ1эк1ынт» - «Если бы мы не были мужественным народом, нас, наверное, больше осталось»,- говорят адыги.
Между черкесами, сообщает Хан-Гирей, то «семейство, которого член не был убит или ранен... в сражении с врагами, вошедшими в пределы его родины, не может пользоваться уважением соотечественников» [137, 205].
Фото:
Руслъан Хьакъуй