Храбрость, презрение к смерти, умение в совершенстве владеть оружием и конем, прекрасная воинская экипировка, умелое использование природно-географических условий свой страны позволяли черкесам противостоять более многочисленным народам и мощным государствам, посягавшим на их независимость.
Высокие воинские качества черкесов отмечали все авторы, побывавшие в разное время на Кавказе.
Вот как описывает быт адыгов в начале XVI в. итальянский путешественник и этнограф, автор первого в средневековой литературе монографического описания Черкесии Дж. Интериано. «Они,- сообщает он,- постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического... Охотней всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и (сами они) выказывают больше храбрости» [51, 50].
Другой автор начала XVII в., итальянский монах Джиовани Лукка, сообщает: «Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездников во всех этих странах. Они мечут стрелы вперед и назад и ловко действуют шашкой. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар» [79, 71].
Высоко ставил воинские качества кабардинцев астраханский губернатор Артемий Волынский, бывший в Кабарде в начале XVIII в. «Только одно могу похвалить,- писал А. Волынский,- что все такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот» [69,45-46].
Морально-психологический статус воина, его положение в адыгском обществе были настолько велики, «что при жизни он пользовался особыми правами, а после смерти удостаивался особых почестей. Героический нартский эпос и народные сказки, легендарные предания и исторические песни, свидетельства источников и рассказы очевидцев прославляют воина - всадника и его подвиги» [105, 61].
Вполне естественно, что в таком обществе было неизбежно появление категории профессиональных воинов. Ими были черкесские князья (пши) и многочисленное, возглавляемое ими, сословие дворян (уорков).
Военное ремесло составляло исключительное занятие уорков. Представителям господствующих классов было предосудительно заниматься тем или иным видом производственной деятельности, торговлей (за исключением торговли рабами, захваченными в набегах), наукой и даже религией. Надо заметить, что подобный образ жизни вела и часть крестьянства. Война была важным средством социальной мобильности: крестьянин, неоднократно проявлявший храбрость во время сражений, мог быть возведен в дворянское звание.
Война стала не только тем фоном, на котором, в силу исторических условий, протекала жизнь адыгского этноса, но и на уровне общественных отношений представлялась главной ценностью. «Черкесы, - писал в связи с этим Н. Дубровин,- богато одарены как умственными способностями, так и красотою; но все душевные способности употреблялись на хищничество и войну» [47, 85].
фото: Ruslan Hakuy