В своде грузинских летописей есть сообщение о народе хаскун (каскун; осет.-аланск.: каскон, кашкон), живущем между аланами и авазгами (абазинами). Отмечается, что, находясь в зените своей славы, византийский император Юстиниан I (527-565) «вел войну в пограничной к Овсетии (Алании. - Ред.) стране, на границах Авазгии, с племенем, называемым хаскун, восставшим против греков». По мнению А.В. Гадло, это сообщение повествует о событиях, имевших место в 549-550 гг., когда северокавказские адыги (каскун) поддержали абасгов, над которыми учинили жестокую расправу византийцы и картлийцы. В наказание за это по приказу Юстиниана каскуны «подверглись вторжению в их страну лазского войска, возглавляемого одним из живших в Лазике картлийских царевичей». Это говорит о том, что в VI веке касы заявили о себе как о значительном в рамках Кавказа объединении адыгских этнических групп.
Как видим, термин каскун практически ничем не отличается от терминов каскон/кашкон, кхсгон. Очевидно, уже тогда, в античное время и в раннем средневековье, названия каскун, кхсгон для северокавказских адыгов и, прежде всего, для кабардинцев, использовались аланами-овсами наряду с термином кхсаг.
Затем эта - изначально ирано-аланская традиция была подхвачена другими соседними народами и, начиная с VIII-X вв. она находит отражение в греческих, арабо-персидских, древнерусских сочинениях и документах. К рубежу VIII-IX вв. относятся сообщения святого Епифания, в которых он наряду с адыгским племенем зихов и страной Зихией упоминает касогдиан, разделяя местность, занятую этим народом, на Сугду горную и Сугду равнинную. В данном случае касогдиане и сугды - это, несомненно, различные названия адыгских племен Северного Кавказа и Крыма. Сугдами называли адыгов греки. А в русских летописях X века касогдиане Епифания всплывают в виде этнонима касог и названия страны - Касогы. Сообщается о том, что летом 965 года Святослав взял штурмом хазарский г. Саркел (Белая Вежа), а затем победил ясов (алан) и касогов и многих из них привел в Киев на поселение, что можно рассматривать как заимствование этнонима касог из языка яссо-алан Подонья, рядом с которыми обитали в этих местах и сами касоги.
По мнению Г.Ф. Турчанинова, поддержанному О.Б. Бубенком, «нет никаких оснований думать, что битва с ясами (аланами) и касогами (черкесами произошла где-то на Северном Кавказе. И те и другие могли находиться (и скорей всего находились) в Подонье, ниже Белой Вежи. Вероятно, и этническое название косог (ср. осет. кхсаег. «кабардинец-черкес») вошло в русский язык тогда же, будучи заимствовано из языка не северокавказских, а подонских ясов-алан, ниже которых у дельты Дона сидели косоги .. .». Подчеркивается тем самым, что в «Повести временных лет» касоги предстают как соседи ясов-аланов в Подонье, ниже Белой Вежи. И с этим следует согласиться. Несомненно, речь идет о кабарах, то есть о той части касов, касогов или кабардинцев, которая в 1870 г. покинула Хазарию и, присоединившись к венграм, расселилась на Нижнем Дону в соседних районах Приазовья, а также в Крыму - в стране Леведия.
Часть кабаров (кабардинцев) ушла затем к Дунаю вместе с венграми. Но основной массив кабаро-касожского населения, оторвавшийся от своих соотечественников в Центральном Предкавказье, оставался длительное время в Нижнем Подонье, в Крыму, на Таманском полуострове. Отсюда местечко Кабарди на северо-западе Азовского моря и локализация Кабарды в устье Дона (на ее левом берегу) на многих европейских картах, отражающих в этой части историко-географическую ситуацию X-XV вв. Наконец, с этим связана возможность отождествления со Страной каса, касогами и кабардинцами всей Касахии и затем Черкесии, исключая закавказских адыгов или зихов, но включая Таманский полуостров и его жителей.
Вспомним в данной связи, что как коренное население Таманского полуострова предстают касоги в летописях, повествующих о борьбе за Тмутаракань в 1022 г. русского князя Мстислава и касожского (черкесского) князя Редеди31.
Сравнительно полным, достоверным и очень важным для нас источником является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей», составленное в 948-952 гг. В подробном описании Кавказа он выделяет наряду с Аланией, к западу от нее, еще три страны: Касахию, простирающуюся до «Кавказских гор» (видимо, до Эльбруса), Папагию и на юге от Папагии - Зихию32. Жители этих стран, - бесспорно, черкесы или северокавказские адыги. Но Зихия была обособлена от Касахии и Папагии. Она занимала восточный берег Черного моря, на западной оконечности Главного Кавказского хребта по обеим ее сторонам. Зихи - это, условно говоря, адыгское население Западного Закавказья.