Общества западных адыгов неоднократно описывались российскими исследователями XIX-XX вв., среди которых представлены многие столпы отечественного кавказоведения. Их трудами и с отсылками на труды великих исследователей-кавказоведов определяется любой дальнейший шаг в рассмотрении социальных систем у западных адыгов. Обращение к этой проблематике без привлечения принципиально новых источников не принесет других фактических данных, но все же позволит, возможно, создать небольшой объем нового знания, если попытаться использовать чуточку иной ракурс рассмотрения проблемы. Стимулом для этой попытки явились два момента, обратившие на себя внимание при чтении исследований о социальной структуре западных адыгов: присутствующие признаки перехода одной адыгской общности в другую и достаточно четкие дефиниции членения пространства ареала западных адыгов, в котором эти группы существовали. Возникли размышления о наличии у западных адыгов не просто групп социумов (или «племен», как их называли в первоисточниках), а сложного сообщества, деятельность которого разворачивалась в жестких пространственных рамках.
Как писала Н.Г. Волкова, одни западно-адыгские племена уменьшились, потеряли политическое значение, другие, политическая роль которых в борьбе «демократических» и «аристократических» обществ, а также в период Кавказской войны усилилась, выросли и расширили круг своего обитания, третьи ассимилировались крупными адыгскими «подразделениями» [Волкова 1974: 16-17]. Имелись этносоциальные общности старого времени, ослабевшие и ассимилированные новыми, (жанеевцы, адалы, хегаки, хатукаевцы и др.), и общности нового времени, с конца XVIII — начала XIX в. численно выросшие и усилившиеся (темиргоевцы, бжедухи, абад-зехи, шапсуги и пр.).
Расселение западных адыгов в конце XVIII и первой половине XIX в. показано на рис. 1 и 2. Жанеевцы занимали сначала земли Большой Жане на Черноморском побережье от р. Пшада до Цемесской бухты включительно, а позднее, уйдя с Черноморья на северные склоны, — Малой Жане по рекам Абину, Хаплю, Илю [Люлье 1857: 175; Волкова 1974: 17; Челеби 1979: 58, 75]. К началу 1770-годов жанеевцы (Бжанер) локализуются в низовьях р. Кубань у Караку-бани вместе с хатукаевцами (Хатукеи) [Гильденштедт 2002: 234]. По Хан-Гирею, жанеевцы до 1778 г. «пользовались довольно большой самобытностью» и жили на правом берегу Кубани повыше Копыла. В 1787 г. жанеевцы, подчиняясь князьям Зановым, живут на левом берегу Кубани в шести селениях, в т.ч. по низовьям р. Адагум под управлением Мисоста Герай Заноко, сокращаясь до группы в 20-30 семей у Анапы на ручьях Пшец и Хохай, [Паллас 1974: 216, 223-224; Клапрот 1974: 243-244; Волкова 1974: 17].