Географическим, очевидно, является и термин адале, обозначавший сложное по этническому составу население Тамани — лимана Кубани. Он восходит к слову, обозначавшему остров [Волкова 1974: 21-22]. Г. Новицкий отмечает, что они — «древние обитатели Таманского полуострова», которым было «дано название адалы, что по-татарски островитяне». Адале после взятия Анапы русскими войсками в 1791 г. переселились к темиргоевцам [Волкова 1974: 22]. Добавим, что относительно адыгов Таманского полуострова возникали названия «темрюцкие», «атаманские», «адоховские», «адинские», применявшиеся к факультативным территориальным названиям групп черкесов, выделившихся из жанеевского племени [Асанов 1990: 90]. Вряд ли на небольшом пространстве Тамани размещалось столько социумов или этнических групп, по крайней мере, обилие экзоэтнонимов не дает основания для такого предположения.
Долины рек Абина, Иля, Афипсипа, Убина называются территорией расселения хатукаевцев. Здесь они находились, согласно сведениям Челеби, в XVII в., а по сведениям Палласа — в 1790-х годах, причем Челеби эти земли называл Малой Жане [Челеби: 1979: 63-64]. Гильденштедт утверждал, что они жили вместе с жанеевцами на Кара-Кубани в 1771 г. [Гильденштедт 2002: 234]. Позднее сообщается, что хатукаевцы ушли на Фарс к темиргоевцам [Волкова 1974: 24], как и часть шефаков и адала. По сведениям Люлье, от хатукаевцев ушел к шапсугам род Гоаго [Люлье 1991: 74]. В 1830-х годах часть хатукаевцев жила рядом с темиргоевцами на Лабе и абадзехами на Белой. Они предполагали выселиться на Кубань, в период обострения Кавказской войны часть хатукаевцев уходила за Белую, возвратившись отчасти к Лабе, но основная масса расселилась на Кубани между станицами Ладожской и Тифлисской [Там же: 74]. Хатукаевцы, по ряду источников, являются частью племени темиргоевцев, его младшим ответвлением, названным так по имени властителя [Джованни де Лука 1974: 71; Хан-Гирей 1978: 176-177; Асанов 1990: 97].