Истоки обычая наездничества очень древние и лежат в эпохе так называемой «военной демократии». Народный эпос адыгов «Нарты», возраст которого более трех тысяч лет, рисует их легендарных предков - нартов - чрезвычайно воинственным и отважным народом. Основу многих сюжетов нартского эпоса составляют военные походы и набеги на соседние племена, сопровождающиеся захватом добычи, угоном скота и коней. Нередко нарты отправляются в походы и без видимой причины - на поиски дальних краев, где могут проявить свое мужество и удаль .
Любовь к наездничеству настолько определяет их образ жизни, что можно, если такое выражение уместно, говорить о «зекомании» — о таком состоянии, потребности героев, когда они без путешествий и военных походов испытывают морально-психологический, душевный дискомфорт. В песне о нарте Бадыноко говорится: «И зек1уэн къыщохьэ...», «Страсть к походам одолевает его...».
От непрерывной походной жизни, как повествуют черкесские предания, древние герои прирастают к седлам. Такие рыцари в адыгских героических песнях, кроме слова наездник - «зек1уэл1» («зек1уэ - поход, «л1ы» - мужчина) именуются также такими словами, как «уанэгул1» («уанэ» - седло, «л1ы» - мужчина) и «шыпл1эрыхь» («шыпл1э» - спина коня, «хьын» - носить). То есть в первом случае подразумевается человек, большую часть жизни проводящий в седле, военных походах; во втором -воин, наездник, живущий тем, что приносит на крупе своего коня, т. е. добычей.
Само слово «зек1уэ» означает военный поход за пределы своей родины, в противном случае это было бы воровством. «Разбои и отважные похищения,- писал Хан-Гирей,- по нынешнему образу мыслей черкес хотя и превозносятся в смысле молодечества, но украсть у ближнего или у соседа почитается у них за величайший стыд и посягающие на подобные поступки подвергаются народному презрению, а в прежние же времена изгоняли из родины совершившего там воровство или со связанными руками бросали в воду и топили ...».
Набеги на земли соседей, не связанных союзными отношениями, не только не считались преступлением, но даже поощрялись. Чем дальше за пределы Родины совершался поход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон, Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чем свидетельствуют народные предания и исторические источники. Согласно данным адыгского фольклора, черкесские отряды каждый год ходили в Хорезм и грабили города Тимура, уводили в рабство его подданных, бесчинствовали на караванных путях. Сохранился даже такой термин: «чэруан зек[уэ», который, по-видимому, отражает специфику и объекты таких походов. «Чэруан» -искаженное адыгское «караван», «зек1уэ» - поход.