Сведения 1740-х годов рисуют шапсугов, находящихся в горах в районе Белореченского перевала. Все более поздние источники указывают на два ареала их расселения: «Малый Шапсуг» на Черноморье от Пшады до Шахе и «Большой» — на Абине, Афипсе, Иле [Волкова 1974: 26-30]. На Черноморье они соприкасались с натухаевцами, с ними же была зона соприкосновения Большого Шапсуга через Главный Кавказский хребет по дороге, ведущей на Анапу. Через хребет по Белореченскому перевалу Малый Шапсуг контактировал с землей абадзехов.
Помимо того, что абадзехи, натухаевцы и шапсуги относились к абазе, они были еще горным населением в отличие от адиге, а также определялись как «демократические племена», тогда как адиге (бесленеевцы, бжедухи, темиргоевцы, хатукаевцы, махошев-цы, мамхеговцы, егерухаевцы, жанеевцы и адамиевцы) считались «аристократическими» [Гарданов 1967: 126-127].
Существует представление, основанное на русских источниках и адыгских родословных, что ранними социальными объединениями западных адыгов были жанеевские и бесленеевские княжеские общности [Асанов 1990: 85-93]. Есть версия о связи родового имени жанеевцев с пятигорскими черкесами (кабардинцами), не отрицающая связи названия общности с именем правителей Зано-вых [Сношения России с Кавказом 1889: XLIII; Половинкина 1999: 65-66]. Жанеевцы попадают в источники в XVI в., темиргоевцы и бжедухи — в XVII в., шапсуги, абадзехи, натухаевцы — во второй половине XVIII в.
В версии Ю.Н. Асанова этноним жанеевцев связывается с родовым именем правителя Заноко (« сын Зана»). Л.И. Лавров обратил внимание на наличие на итальянских картах 1318, 1320, 1327 годов в районе Туапсе населенного пункта Сания, связав его с названием племени са-нигов античных источников и предположив, что жанеевцы являлись древнейшим адыгским племенем, переселившимся из Абхазии сначала в район Туапсе, а затем к низовьям Кубани [Лавров 1965: 250].
Не имея возможности подтвердить или отвергнуть гипотезу о переселении жанеевцев на север, что не противоречит представлению о тенденции смещения к низовьям Кубани племен «аристократических», нельзя не обратить внимание на маркировку этнонимом Зан (Сан) Черноморья в широком географическом диапазоне. Известно, что и в середине XIX в. сохранялись претензии фамилии Зановых на представительство от всего черноморского адыгского населения как якобы подвластного этим князьям. [Фелицын 1904: 17-19]. Это делалось перед лицом Османского правительства, т.е. с явной апелляцией к прошлому опыту династических связей и восприятию положения на Кавказе. Адыгские родословные также хранили память о подчиненности Черноморья, включая шапсугов, Зановым.