В Адыгее существовала циновка с сюжетом похищения ребенка. Она датировалась примерно 1839 годом и хранилась в Адыгейском историко-этнографическом музее еще до Великой Отечественной войны. К сожалению, она была уничтожена пожаром. Об этой пуаблэ в своей книге «Адыгейский народный орнамент» пишет Азаматова Мин-Кутас, которая была директором музея в послевоенные годы: «Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Эта циновка сплетена в ауле Нечерезий и передает действительные события того времени», – говорится в книге.
– Пуаблэ обрамлена рамкой с изображением геометрических фигур – ромбов, треугольников и зигзагов а в центре – сюжет похищения всадником-чужаком ребенка у адыгской семьи: мать в отчаянии вытянула руки, видя, как похититель увозит ее дитя.
То, что изображен чужеземец можно понять по форме его головного убора – он характерен для кочевников. Также мы видим всадника в папахе, который преследует похитителя. Действие происходит на фоне двора с традиционными атрибутами – это люлька, треножный столик «анэ», кувшин, а также ландшафт, характерный для адыгского аула, – рассказал археолог Аслан Тов.
В древние времена, когда еще существовала работорговля, похищения людей на территории современной Адыгеи были распространены. Как отметил Аслан Тов, человека могли похитить и продать за отрез ткани. К тому же, на невольничьих рынках Востока очень ценили адыгских девушек. Считалось, что они улучшали род.
Нужно было обладать высоким уровнем мастерства, для того чтобы изобразить целую историю на циновке из болотной травы. И у адыгов техника создания пуаблэ была доведена до совершенства.