«...Женщины, молодые и старые, держались вместе; а когда начались танцы, закутанные до глаз матери начали выводить вперед своих дочерей, выступавших величаво и в то же время робко, как газели, чтобы обеспечить им место в кругу танцующих. Там, буквально сжатые между двумя представителями более сурового пола, ...прекрасные создания медленно двигались, а скорее, их вели по кругу; па танцующих представляли собою едва уловимые глазом движения корпуса, но отнюдь не замысловатые упражнения ног. Правда, некоторые из молодых людей отплясывали довольно энергично, но в целом общество двигалось под оживленную музыку своих менестрелей все время по кругу…» (Дж. А. Лонгворт «Год среди черкесов» Лондон 1840 г.).
Удж – круговой, массовый, обрядовый танец – кульминация адыгских праздненств. Руководит величественным действом «учредитель танцев». Начинается он с выбора «предводителя танца» и как правило данная роль достается одному из почтенных гостей. Возглас «учредителя танцев» оглашает публике имя «предводителя танца» и вручает ему посох украшенный гирляндами из фундука и лоскутами яркой ткани, ближе к рукояти посох украшен фигурой орла или головы козла. Теперь «предводителю танца» нужна пара, ее - «предводительницу танца» вводят в круг девушки, поддерживая с обеих сторон. После, по сигналу «учредителя танцев» музыканты меняют мелодию, и начинают играть «удж». «Предводитель танцев» с «предводительницей» начинают исполнение движений характерных для удж, но при этом остаются на месте. Тем временем, к ним присоединяются остальные участники – мужчины приглашают девушек и пристраиваются к лидерам танца с левой стороны, образуя цепь. После того как все желающие окажутся в цепи, пританцовывая на месте, им путь преграждает «учредитель танцев», и лишь после нескольких минут томления, когда чаша терпения участников переполнена начинается движение вперед – по кругу, слева направо. Ритмичная музыка, синхронные движения участников в такт мелодии впечатляют всеобщим единением как зрителей, так и самих танцоров.
Данный адыгский танец - удж имеет много общего с танцами коло (сербский), оро (македонский), коло (хорватский), хоро (болгарский) и хорэ (молдавский танец). Все перечисленные танцы являются круговыми, обрядовыми – хороводными танцами. (занимательно, что на территории Европы в культуре основными носителями круговых - массовых танцев являются народы - представители балкано-кавказской расы) Подобное действо, сопровождаемое ритмичной музыкой и синхронными движениями участников, перемещающихся по кругу мы можем наблюдать и в обрядовых танцах племен охотников-собирателей, сохранившихся до наших дней. Учитывая, что у представителей племен, не обремененных благами массовой культуры, подобные мероприятия преследуют цель - достижение измененного состояния сознания, можно предположить, что хороводные танцы Европы, один из которых удж, является отголоском далеких времен, напоминающим нам о необходимости в кратковременном отречении сознания от обыденной реальности и обращению взора к истоку катарсиса, которым является транс.
Транс (от фр. Transir - оцепенеть, от лат. Transire - переходить границы чего-либо) – наряду с бодрствованием и сном является третьим состоянием сознания, характеризующийся сужением внимания, обращенным в меньшей степени на внешние объекты, с переносом фокуса на рефлексию. Транс - функциональное состояние психики, дающее возможность сознанию разглядеть силуэты скрытые в бездне бессознательного. На сегодняшний день, существует множество психотерапевтических техник отнесенных к трансовым методикам, использующих положительные эффекты для психики от пребывании в состоянии транса. Одним из подобных методик является Эриксоновский гипноз, согласно его основателю М. Эриксону, «транс, сам по себе терапевтичен (то есть, просто нахождение в нём), потому что, во время его течения возможно психическое переструктурирование, сложно осуществимое в «обычном» состоянии сознания».
С учетом выше изложенного, сохранение архаичного обряда – кругового массового танца, не является уже столь удивительным. Ведь удж можно рассматривать как одну из древнейших групповых психотерапевтических техник, по сей день являющуюся неотъемлемой частью адыгской культуры