» » » КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОИ? КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОИ? КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ 11:50 Вторник 0 266
12-06-2018, 11:50

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОИ? КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ



Ведущим мотивом адыгских колыбельных песен является прогнозирование достои?нои? будущеи? жизни ребенка.
Сюжеты песен, посвященные мальчикам, являются наиболее полными. В них сосредоточена вся картина будущеи? достои?нои? жизни ребенка, которая представлена через образ идеального героя.
У адыгов появление на свет мальчика было большои? радостью и надеждои? не только для родителеи?, но и для всего общества, поскольку на него смотрели как на будущего защитника народа. Как отмечает З. М. Налоев, «подавляющее большинство их (колыбельных песен. – Ш. М.) посвящено мальчику, ибо мальчик – это будущии? воин и кормилец, и продолжатель рода». Это подтверждают тексты колыбельных песен, привлеченных к исследованию.
В колыбельных песнях, посвященных мальчикам нами выделено несколько мотивов:
благопожелания, адресованные родителям: уянэу укъэзылъфым дышъашъхьэр шIобгъакIи (мать, родившая тебя, обрела золотую голову);
благопожелания ребенку: о бгъэшIэщтым Пегъымбарышхор кIэлъэIуа, сикIэлэхъум есIолIагъэхэр къехъулIа (долголетия для тебя Пророк просит, да сбудется то, о чем я прошу Бога);
наставления старших: дунэе нэфым зафэу укъытехь, узхэты цIыфхэм пащэу уафэхъу (ты на белыи? свет справедливым явился, будь предводителем, как вырастешь, сделаи? добро для своеи? матери);
повседневная героическая жизнедеятельность идеального героя. Если предыдущие три мотива являются вспомогательными, то этот мотив – основнои? и наиболее разработанныи?. В соответствии с миропониманием адыгов, идеальным героем является мужественныи?, бесстрашныи?, щедрыи? воин – защитник Отечества.
Образ искусного, удалого воина актуализируется следующими формулами: Iэпхъуамбэ пIащэщ, шэ пIащэрыуэщ, зэуэмэ щремыуэхъу, зытехуэр иремыхъуж (крупнопалыи?, крупными стрелами стреляющии?, стреляя, да не промахнется, в кого попадет, [тот] да не выживет). Наездник так часто находится в седле, что стремя его «огъу мазэу мэшIэта» (Как луна сверкает).
Бесстрашие, храбрость являются надежными спутниками воина во время битвы: ежьыр къэлэжъыешъы, заом фэшъэджашъа. дзитIум макъэр зашъыкIэ, зышъор зэмыкIокIа (он сам – крепость малая, в вои?не – великан, как сразятся два вои?ска, кто не теряет присутствия духа).
Идеальныи? герои? песен не ведает страха, он – стои?кии?, отважныи?: пхъэжъ машIоу мэустхъуи, орэда, пыустхъукIрэм цIыфыбэ егъэубзи, орэда (разгорается словно пламя от старои? древесины, чьи искры летящие заставляют врагов трепетать).
Центральныи? герои? колыбельных песен не только отважныи? герои?. Он – ответственныи? предводитель вои?ска: шыупэшэсышъы, шIэхы дэдэу зефапа (он – предводитель, и раньше всех собирается в путь). За ним следуют его боевые соратники, потому что он – надежныи?, ему доверяют: тхьам къыгъэшIыгъэ цIыфыр ишыуж къырэкIуи, орэда. «нэкIу» – аIошъы ращажьи, орэда а, зигукIодыгъомэ, нынэ, а, уряпкъэушку (все люди идут за ним, «пошли» говорят и его берут с собои?, кто растерялся, упал духом, для них он – великая опора).
Предводитель своеи? доблестью вызывает интерес у окружающих. В песнях часто называется конкретныи? род, представителем которо- го он является. Например, «кIэлэнагъор – Бэрэтармэ япIургъашIу» (кареглазыи? мальчик – Беретаревыми лелеяныи? воспитанник). Люди преклоняются перед ним: дышъэкор къарерэгъачъэшъ, чъэритIор къыкIарегъашI, шыуминэр уишъхьагъырытэу, шыушъитфэр уиIо- фытабгэу, пэчъахьым узэрещ (золотую карету кто заказывает, двух вороных кто запрягает, тысяча всадников в чьем сопровождении, пятьсот всадников чьи посыльные, сам царь в чьем услужении).
Воин в колыбельных песнях адыгов немыслим без его верного друга – самого быстрого, сильного, надежного коня: Дышъэ нахъутэ тедзагъ (Золотая уздечка накинута на нем).
Вместе со своеи? воинственностью, идеальныи? герои? песен облада- ет и такими качествами, как щедрость, доброта, внимание к родным, близким: къыдэхьажьымэ си Аслъаныр пчъэIушхуа, уипчъэIушхоми хъазынэшхор щагощи (по возвращении моего льва его двор большои? наполняется людьми, во дворе большом раздают большие чудеса). Он – опора для семьи и людеи?: уятэ иунэшхом тыгъэу укъыщепсы, дышъэ осэпсышъы жъуакъом утехи, чылэу узыщапIурэм ущып- къэушхуи (в большом родительском доме ты как солнце светишься, золотои? росои? на воспитательницу свою спадаешь, для аула, где тебя воспитывают, ты – опора великая).
Заслужив доброе имя и славу, воспитанник благополучно возвращается, что является великим благом для сородичеи?: уишыупэшэсым сэшхор къытфещэжь, укъызыдэхьажьыкIэ ухьаблэгъэчэф (воин из твоего авангарда везет нам твою саблю, твое спешивание в родном доме – радость для односельчан).
Таким образом, как показало исследование, в материнском фольклоре адыгов объективируется два типа колыбельных песен: импровизированные песни (цэпэ орэдхэр), состоящие из однои? мелодии или из отдельных, периодически повторяющихся междометии?ных выражении?, и собственно колыбельные песни, имеющие многоплановыи? сюжет. Колыбельные песни приурочены к обряду укладывания ребенка в колыбель и хранят общественно значимую этническую информацию. Модель будущеи? жизни ребенка актуализирован на двух уровнях: непосредственно через благопожелания старших, предрекающих счастливую безоблачную жизнь и опосредованно через жизнеописание идеального героя, которыи? предстает в песнях как доблестныи? воин, защитник своего рода и своего Отечества.

М. А. Шхабацеваскачать dle 12.0

Загрузка...

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В мифах адыгов  происходит встреча разумного человека с неразумными существами 21:21 Вторник 0 317 В мифах адыгов происходит встреча разумного человека с неразумными существами В мифологическом сюжете (встреча Джамболета с получеловеком МэзлIыныкъу) происходит встреча разумного человека с неразумным существом, во многом превосходящем его в физической силе, но отстающем в
Загрузка...