Рисунок 2. Д.С. Белл. Православный крест в долине реки Суква (1840).
Вторым аргументом сторонников черкесской версии происхождения правителей Феодоро является тот факт, что Молдаво-немецкая летопись называет жену Стефана Великого Марию Мангупскую «черкешенкой». Интересующий нас фрагмент звучит следующий образом, под 6979 (1472) годом:
«В том же самом году в месяце сентябре 14 дня привезли воеводе Стефану княжну из Мангупа по имени Мария; она была черкешенкой, и он имел с ней двух дочерей».
Но стоит ли в данном случае рассматривать летописное свидетельство как указание на этническую принадлежность правившей в Феодоро династии или «черкешанка» в данном случае просто прозвище? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к фигуре еще одного владетельного князя из Северного Причерноморья, которого нередко называли черкесом. Речь идет о правителе синьории Матрега Захарии де Гвизольфи.
Гвизольфи происходили из Генуи, но уже в XIII веке подобно Поло и другим итальянским купеческим семьям, приобрели капиталы и влияние на Востоке. Первый известный представитель семейства Бускарелло де Гизольфи, выходец из знатной генуэзской семьи, купец и дипломат, служивший монгольским ильханам Ирана в конце XIII — начале XIV века. Бускарелло неоднократно ездил в Европу с дипломатическими миссиями. В 1289 году ильхан Аргун отправил его послом к папе Николаю IV (1288—1292), Филиппу IV Французскому (1285—1314) и Эдуарду I Английскому (1272—1307). Главная задача посольства — получить поддержку европейских государей для завоевания Сирии и Палестины. Хотя Бускарелло предпринял для реализации этого плана большую дипломатическую активность католическо-иранский союз так и не стал реальностью. Он умер около 1317 года, оставив сына Аргуне де Гвизольфи, названного так в честь монгольского ильхана, возлагавшего на христиан столь большие надежды. Племянник Бускарелло Коррадо де Гвизольфи также был весьма заметной фигурой в восточной дипломатии.
Важную роль семейство Гвизольфи играло в Северном Причерноморье. В 1467 году один из его представителей Калочеро стал консулом Кафы. Другой Гвизольфи - Манфердо в 1429 году был консулом Чембало. Однако нас больше всего интересует ветвь семьи, которая обосновалась на Таманском полуострове. Центром синьории Гвизольфии стал город Матрика - так генуэзцы называли важный торговый порт на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.
В древности здесь находилась греческая колония Гермонасса, основанная в VI веке до РХ. Позже на ее месте возник город Таматарха. После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси, став столицей русского Тмутараканского княжества. В конце XI века князь Олег Святославич Черниговский, находившийся в ссылке в Константинополе, расплатился с византийским императором за свое освобождение землями княжества, которые, после того как русский князь занял Черниговский престол, перешли к его жене византийской аристократке Феофании Музалон. На протяжении всего XII века византийские авторы говорили о стране зихов или матархов (т.е. черкесов) как о части Византийской империи. Конечно же, речь не могла идти о внутренней Черкесси, владеть которой византийцы никогда не стремились, а исключительно о районах Таманского полуострова, прилегавших к Таматархе.
Посла захвата Византии крестоносцами в 1204 году Таматарха попала под власть местных, судя по всему, адыгских князей. Об одном из этих князей, привившем около 1235 году мы знаем что, хотя он и его народ «называли себя христианами» и имели греческих священников и книги, князь имел целый гарем из ста жен. Про подданных этого правителя сообщается, что «они головы бреют совсем, а бороды отращивают с известным щегольством, исключая людей знатных, которые в знак благородства оставляют немного волос над левым ухом, обрив всю голову». Арабский писатель Ибн-Саид около 1270 года называет владетеля Таматархи «малик» (арабск. «царь», «король») и сообщает, что он самостоятельно правит городом.
Таматарха была центром православной епархии. С XIII века она получила статус митрополии. Ее предстоятели регулярно фигурируют в документах Вселенского патриархата XIII-XIV веков. Последний Зихо-Матрахский митрополит «преосвященный» Иосиф упоминается в 1396 году. С XIV века православное влияние постепенно уступает место католическим миссионерам. В 1346 году Таматарха, которую генуэзцы называли Матрегой или Матрикой, стала центром католического архиепископства. Первым главой нового диоцеза стал рукоположенный в Риме черкесский аристократ Иоанн Зих.
Выходцы из семьи Гвизольфи, укрепившись в столь важном центре как Матрега, стали в некоторой степени преемниками русских Тмутараканских князей, контролировавших торговый путь из Крыма в приволжские степи. О первом синьоре Матреги Джованни де Гвизольфи известно мало. Его сын и преемник Симоне де Гвизольфи в 1424 году заключил договор с генуэзской колониальной администрацией, согласно которой Матрега признавала ее власть. Для подкрепления династических прав на Матрегу Симоне удалось устроить брак своего сына Винченцо на Бика-канон, дочери адыгского князя Берозоха. Сын Винченцо Захария вступил на престол в 1446 году после смерти Симоне. Биография Захарии – этого знатного генуэзского авантюриста - настолько важна для понимания процессов, которые происходили в Крыму во второй половине XV, что весьма интересно вкратце осветить некоторые этапы его бурной политической карьеры.
Молодому князю пришлось столкнуться сразу с несколькими тяжелыми испытаниями. Летом 1454 года в Черном море появился турецкий флот. Гигантская по тем временам флотилия из 56 судов во главе с Демир-Кяхьей, несколько дней неудачно осаждала Монкастро (Белгород-Днестровский), после чего отправилась к побережью Кавказа, где предала огню и мечу город Севастополис (в окрестностях современного Сухуми). Отсюда турки двинулись в Керченский пролив, и их корабли в течение нескольких дней стояли на рейде Воспоро (Керчь). За ними с ужасом могли наблюдать жители Матреги. Но первый поход турецкой эскадры в Северное Причерноморье был скорее жестом устрашения в отношении местных правителей, а также рекогносцировкой местности на будущее.
Спустя три года, в Матреге произошло восстание населения против генуэзского владычества, поддержанное адыгскими князьями. Генуэзцы укрылись в цитадели, которая была захвачена восставшими. Позже, однако, князь Кадибельди великодушно позволил Захарии управлять Матрегой, с условием, что тот будет признавать его сюзеренитет.
Рисунок 3. Карта генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Матрега отмечена как важный порт и центр католической епархии.
В мае 1462 года послы валашского господаря Влада Цепеша, искавшего союзников в борьбе против турок, посетили Матрегу.
Впоследствии Захария вступил в конфликт с генуэзской метрополией в Кафе. Чувствуя себя независимым князем, он построил собственную таможню и начал взыскивать сборы, с каждого, проходившего мимо его владений судна. После протеста консула Кафы Грегорио Рецца Гвизольфи направил тайное письмо крымскому хану Хаджи Гераю, в котором предлагал заключить союз, собрать совместное войско и атаковать Кафу. Письмо было перехвачено генуэзскими властями, а сам Гвизольфи арестован и заключен в тюрьму в Солдайе. Следствие по делу Захарии длилось три года, но, в конце концов, его благополучно отпустили домой в Матрегу, где он и правил до завоевания генуэзских владений османами.