Кавказско-польские отношения имеют давнюю и продолжительную историю, которая восходит к средним векам XVI столетия. Они были связаны с борьбой адыгов против турецкой агрессии, с нашествием крымских татар, со стремлением народов края найти опору и союзника в этом судьбоносном деле отстаивания независимости и свободы.
Западные адыги в защите своей Родины значительные ставки делали на польско-литовское государство, после попыток добиться покровительства от русского двора.
Восточные адыги - кабардинцы, как известно, смогли вступить в союзнические отношения с Иваном IV Грозным, ставшие впоследствии плодотворными в борьбе с агрессией крымских ханов.
Западно-черкесские князья - потомки Сибока в XVI-XVII вв. имели сильные позиции при польском королевском дворе.
Польско-литовский королевский дом, искусно играя на русско-крымских противоречиях, проводил политику ослабления российского государства, а военную силу Западной Черкесии желал использовать как средство в осуществлении своих планов по разделу России и захвату царского престола. Одним словом, адыги в XVI-XVII вв. и в последующие периоды истории оказываются инструментом в дипломатическом и военном противоборстве между Речью Посполитой и России. В этой схватке свои корыстные цели преследовало и Крымское ханство.
Черкесские князья выходили за рамки отводимой им роли и проводили собственную политику по поиску надежных союзников в укреплении своих владельческих прав в кровавой междоусобной войне. Защита родной земли от внешней агрессии, из-за отсутствия государства у адыгов не могла быть, к сожалению, задачей национальной политики, поэтому первая не составила проблему общенародной заботы.
Потомки князя Сибока, как пишет польский историк X. Граля: «Шли на службу к польским королям. В частности в манифесте Зигмунда II Августа от 5 августа 1561 года сказано, что у него в войсках находятся отряды Гаврилы и Кассима Камбулатовичи, также Олешки - князей Пятигорских...
коллеги Темрюка Шумковича.
В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами (польские писатели нашего времени утверждают, что там было 300 воинов). Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков, которыми те были очень довольны.
Вот имена этих князей:
Касим Камбулатович (Черкасский); Гаврила Камбулатович (Черкасский); Онышко/ Александр Кудадек (Черкасский) - сын очень важного Западно-Черкесского князя Сибока Васула Консаукови-ча. Темрюк Жумкович был знаком с Сибоком и членами его клана; Солтан Жумкович (Черкасский) - сын Жумека Темрюка;
Темрюк Жумкович (Черкасский) - сын Жумека Темрюка.
Русский царь понял, что этим поступком он отдал много очень хороших воинов своему врагу - Польше. Это еще сильнее разозлило его. Он послал свое доверенное лицо - Алексея Клобукова, в Польшу получить князей обратно, но «Пятигорские» князья оказали ему холодный прием. Большинство черкесских переселенцев уже были ортодоксальными христианами, но некоторые еще были язычниками. Позже потомки воинов стали украинскими православными, тогда как те, кто принадлежал к высшему сословию, приняли польское католичество.
На сторону польского короля перешел также сын князя Сибока - Кудадек (Александр), которого, как и названных выше князей, русский царь объявил врагами «земли русской».
В Речи Посполитой черкесские князья и их дружины (дворяне - уорки.) получали земельные уделы и жалованье. В топонимике Речи Посполитой появились черкесские названия. Отпрыски черкесских князей роднились со знатнейшими татарскими фамилиями Литвы и Польши. Так, князь Кассим сохранил свою исламскую веру и сына своего Ахмета в 1592 г. женил на татарке Софье Шейхувне Барыньской из весьма уважаемой и почитаемой в Речи Посполитой семьи.
Князья из Западной Черкессии играли в Речи Посполитой роль дипломатов в развитии политических отношений между польским и крымским дворами. В таком качестве, как свидетельствуют польские источники, в период деятельности Стефана Батория выступал черкесский князь Адриан Камбулатович.
В свою очередь, польские короли покровительствовали западно-черкесским князьям. К примеру, в послании Сигизмунда III к русскому царю Федору в начале 1592г. выражена просьба освободить из неволи князей черкасских: «Тытэрка, Пшимофтука и Солтана, братьев ротмистра нашего князя Темрука Семеновича Черкасского...». Они жили на реке Кубани, недалеко от Азова, и оказались в плену у донских казаков во время их наезда.
Вскоре по царскому решению князья были «...отпущены домой в Тетрук - город». В королевской армии Речи Посполитой только в 1580г. служили: рота Темрюка (146 всадников), а в районе Пскова дислоцированы были две роты пятигорских черкесов - Темрюка и Галимбека. Две последние включены были в состав королевской гвардии за особые заслуги.
В Польше сохранились старые адыгские кладбища вышеназванного периода.