Екатерина Черкеза (1620-1666) происходила из богатого черкесского рода и была выкуплена у семьи посланником господаря Молдавии - Николаем Катаржи, который был отправлен на поиски новой жены сразу после смерти госпожи Тудоски. Николай Катаржи долго объезжал Кавказ вдоль и поперек, чтобы найти самую красивую невесту для Василия Лупу.
Итальянский путешественник Никколо Барси да Лукка, находящийся в Крыму в момент возвращения Катаржи с суженной господаря Молдовы, рассказывал, что после того как молдавский боярин выплатил согласно обычаю 1000 золотых отцу и 500 золотых матери, он отправился ко двору хана крымских татар, к будущему шурину господаря, который предоставил ему отряд из 500 человек для сопровождения до границы Молдовы.
В Очакове у отряда возникли проблемы с турецким пашой Силистры, решившим оставить Екатерину для себя. Как Николай, так и посланник хана не захотели уступить невесту молдавского господаря и были готовы предстать перед Великим пашой Силистры для необходимых объяснений. Будучи приведены к паше, они заявили, что не могут отдать ему эту девушку, поскольку Екатерина была им доверена татарским ханом и они должны доставить ее в Молдову. Турецкий паша ответил, что гяур (христианин) не может взять в жены мусульманку, и тогда Катаржи возразил, что Екатерина - христианка, а не мусульманка. Спор завершился арестом посланников и отправкой всадника за прекрасной черкешенкой. Екатерину насильно доставили в Очаков, и турецкий паша влюбился в нее без памяти, потеряв покой и не находя себе места. Тем временем, Катаржи отправил Василиу Лупу весть о случившемся, а господарь срочно послал гонца в Стамбул, требуя справедливости.
Екатерина была заключена в крепость и вверена заботам мусульманского книжника, задачей которого было ее обращение в ислам, чтобы таким образом помешать ее браку с господарем Молдовы. Она же, обладая острым умом, прибегла к хитрости: каждый раз, когда книжник приходил на «беседу обращения», он находил ее за столом, кушая свиное мясо. При виде такой нечистоты турок убегал, и таким образом Екатерина избежала исламизации.
Положение той, которую Никколо Барси характеризовал как обладательницу «всех свойств, которые Афродита дарит женщине, чтобы она называлась красивой», было изменено султаном Мехмедом IV (1648 -1687гг.), приказавшим паше не препятствовать молдавскому отряду. Паша подчинился, но только после того, как ему заплатили 300 золотых от имени господаря и 200 - от имени Николая Катаржи. Будущая госпожа Молдовы прибыла в страну в двадцатых числах сентября 1639 года, а венчание Екатерины с Василием Лупу состоялось в конце 1639г. или в начале следующего года. В браке родилось трое детей: будущий господарь Штефэницэ (16591661гг.), Иоанн и Александр. Для падчериц - Марии и Руксанды, она была настолько хорошей матерью, что заменила в их сердцах госпожу Тудоску.
Екатерина вместе с господарем участвовала во всех официальных празднествах при дворе, присутствовала на приемах посольств и на свадьбах княжон Марии и Руксанды. Кроме того, она передавала денежные пожертвования монастырю Голия (обители госпожи) для отделки иконы Пресвятой Богородицы золотом и жемчугом, а также для оснащения церкви клиросом, доставленным из Константинополя, финансово поддержала реставрацию росписи церкви монастыря Хлинча. 28 сентября 1653 года выкупила у казаков «Служебник», окованный золотом и серебром, и передала его монастырю Драгомирна, как и «Псалтырь», у которого казаки вырвали украшенный золотом и серебром переплет.
В 1653 году во время борьбы за трон между Василием Лупу и Георгием Стефаном госпожа Елена с семьей отправилась в Польшу, в Каменец. Во второй половине года, находясь в осажденной Сучавской крепости, вначале отказывается сдаться и выдать казну. Все же из-за отсутствия продовольствия и боеприпасов 9 февраля 1653 года открывает ворота крепости. Летописец Георг Краусс указывает, между прочим, что госпожа Екатерина вынуждена была уступить «прекрасное сокровище и драгоценности, как и пять самых красивых лошадей Василия Лупу, ценящихся очень дорого».
Была арестована вместе с Штефэницэ, доставлена в Бучулешты Ня-мецкого уезда, на Бистрице, и оставалась в заключении до 1658 года, когда отправилась в Константинополь к своему супругу, томящемуся в государственной тюрьме - Эдикуле. После вступления на трон сына Штефэницэ (ноябрь 1659 года) госпожа Екатерина сопровождает его в Яссы и контролирует его деятельность, находясь постоянно рядом с ним.
В 1661 году, после смерти мужа и сына, госпожа Екатерина некоторое время жила в Константинополе, в семейном дворце на Босфоре, а в 1665 году вернулась в Молдову. Последнее упоминание о ней встречается в жалованной грамоте от 1 марта 1666 года.
Ее облик был увековечен на посвященных картинах, хранящихся в церквах монастырей Го-лиа и Хлинча, где она изображена рядом с мужем и сыном.