Присутствие военных Англии на Кавказе во-время Кавказской войны » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Присутствие военных Англии на Кавказе во-время Кавказской войны
Присутствие военных Англии на Кавказе во-время Кавказской войны 09:06 Пятница 0 1 030
29-06-2018, 09:06
История 1 030 0

Присутствие военных Англии на Кавказе во-время Кавказской войны


Уверенность в возможной и даже скорой поддержке со стороны Англии у черкесов могла основываться не только на серии визитов англичан, но и на достаточно частых появлениях английских судов, заходивших под тем или иным предлогом в Анапу и Геленджик.
25 мая 1831 г. купеческое судно «Адольфо», под английским флагом, было задержано российским бригом «Орфей» напротив устья Сочи. На «Адольфо» было 67 пассажиров-турок, из которых 23 - женщины и 6 - дети, все они направлялись в Вардан, что говорит о значительном турецком населении в этом приморском районе Убыхии. На судне, помимо разных товаров, оказалось еще 6 боченков пороха.
23 июля 1834 г., то есть примерно в одно время с Уркартом, капитан королевской гвардии, адмирал Лайонс («член Лондонского клуба мореплавания»), он же - командир фрегата «Мадагаскар» в составе английской эскадры на Средиземном море, на собственной яхте «Туркуаз» нанес неожиданный визит в Геленджик.


адмирал Эдмунд Лайонс


Полковник Чайковский, комендант Геленджика, сообщал, что в тот же день Лайонс отплыл в Анапу, «чтоб оттуда следовать к нашей эскадре, о которой знали еще в Константинополе, что находится в море, дабы видеть ее, а потом отправиться в Севастополь, где намеревались, по выдержании карантина, осмотреть в гавани флот наш и потом следовать для обозрения западных берегов».
Из рапорта командира Геленджикского отряда военных судов капитан-лейтенанта Манюпа: «расспрашивал г. Лайонс о здешнем заливе, насчет ветров и глубины, просил позволения видеть здешнего укрепления коменданта, в чем ему и не отказано, почему на своей гичке Лайонс с названным им лейтенантом в сопровождении нашем подъехал к укреплению Геленджика; с позволения коменданта вышел на берег Лайонс и лейтенант его; комендант полковник Чайковский, нас три командира судов и двое чиновников сих англичан были проведены по укреплению и вне оного со всеми карантинными предосторожностями; расспрашивали о числе гарнизона в укреплении, о всей силе Кавказского корпуса, о содержании его ежегодно и потере солдат, о числе черкесов и отношении их к русским. Не имея в виду никакого постановления насчет прихода к берегам черкесским иностранных военных судов, я был в затруднении отклонять следовать сей яхте английской королевской эскадры вдоль берега черкесского к Анапе, где притом и наш транспорт «Успех» находился; однакож, объявив г. Лайонсу инструкцию, установленную для наших крейсерств при берегах абхазских, - яхта «Туркуаз» в 9 Ѕ час. вечера отправилась в Анапу, как объявил командир оной. 26 числа пришедший сюда транспорт «Успех» из Анапы объявил мне, что в Анапу пришел катер под английским флагом, откуда за отплытием транспорта и катер английский снялся и шел вдоль берега за транспортом к Геленджику и к вечеру остался против залива Суджукского, спустя один день после прихода транспорта «Успех» в Геленджик я посылал люгер «Глубокий» обозреть залив Суджука и по возвращении 29 числа командир люгера донес мне, что в заливе Суджукском ничего не видал, почему 30-го числа отправлен мною сей люгер в крейсерство вдоль берегов черкесских к югу».
В июне 1835 г. на большой двухмачтовой яхте, в сопровождении «нескольких английских путешественников, в том числе и секретаря здешнего великобританского посольства», Лайонс вновь сделал экскурсию вдоль северо-восточных берегов Черного моря. Секретарь посольства, чье имя не названо, во всей видимости, Уркарт.
Российский консул в Трапезунде Герси в октябре 1835 г. докладывал барону Розену, что во время второго плавания Лайонс не приближался ни к одному из пунктов азиатского побережья и направился, скорее всего, к Одессе. Герси в этом рапорте приводит весьма интересную информацию о первом плавании Лайонса. Оказывается, что в Самсуне Лайонс познакомился с Сефербеем и «получил от него много писем для горских главарей», «которые взялся доставить по адресату, плавая вдоль берега Черкессии». Герси сообщает также, что Сефербей прибыл в столицу одновременно с возвращением туда Лайонса и «остановился в помещении Британского посольства». Посол лорд Понсонби «поддерживает с Сефербеем весьма дружеские отношения».
29 июня 1836 г. в Черкесию прибыли двое англичан. Они пристали в Вордане, а судно отправили в Мокупсе. Затем в сопровождении старейшин они прибыли в северную часть Натахокуаджа, где приняли участие в собрании. Англичане, согласно рапорту А.А. Вельяминова, предложили натухайцам, шапсугам, абадзехам и абазинцам написать обращение на имя английского короля и египетского паши. «Это предложение принято горцами с общего согласия и депутация с просьбой на этих днях отправляется вместе с англичанами в Трепизонд».
Консул Герси 2 июля доносил из Трапезунда о том, что через этот город в Черкесию направился мистер Стюарт и некий итальянец. Через подставного матроса, своего шпиона, который был, впрочем, уволен этими путешественниками, Герси разузнал, что Стюарт интересовался сведениями «о семье и приверженцах Сефер-бея». Матрос сообщил также о слухе среди турецких и лазских контрабандистов о пересылке 80 бочонков пороха, «отправленных, наконец, Сефер-беем своим соотечественникам, который как будто бы был получен в качестве подарка от британского посла при Оттоманской Порте».
Барон Розен писал министру иностранных дел Нессельроде: «Все сие доказывает, что английское правительство не остается без внимания к действиям нашим в Кавказском крае и подтверждает, что Сафар-Бей не живет, как писал посланник наш в Константинополе в неизвестности, а что он пользуется особенным расположением великобританской миссии, которая, можно сказать, поддерживает его в злонамеренных действиях».
Розен сделал распоряжение усилить надзор крейсеров, чтобы не дать провести груз пороха, но из рапорта Герси от 27 июля становится известно, что порох был доставлен в Нокопси (Нахапш), «в небольшом расстоянии к востоку от укрепления Геленджик». И в этот же пункт чуть позднее, 8 июля, прибыл Стюарт. «Едва сойдя на берег, оба путешественника представили различным горцам, собравшимся на побережье, письмо от Сефер-бея и немного времени спустя отправились вглубь страны, сопровождаемые десятком всадников, забрав с собой несколько боченков пороха. Спустя 9 или 10 дней, г-н Стюарт вернулся один в Нокопси, заявив, что его компаньон останется еще на некоторое время в стране». В Трапезунде Стюарт сел на пароход «Эссекс» и отплыл в Константинополь.



Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 582 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов