При Елизавете I русские мирили между собой кабардинских пши. Кабардинцы же протестовали в 1744 г. против сооружения крепости Моздок на
их землях. Также пши жаловались на бегство своих крепостных в русские земли. Ислам был принят кабардинцами сравнительно поздно - в XVII-XVIII вв. Описывая Черкесию, Николас Витсен говорил, что часть из черкесов является мусульманами, но ислам у них находится в упадке, и их вера в большинстве состоит из суверий. Кабардия - одна из областей в Черкесии, и в ней правит Казбулат Мусалевич, который в борьбе за власть убил двух братьев. Таким образом, и ислам у черкесов и кабардинцев имел синкретическую форму, как до этого христианство. Указано, что во времена Николаса Витсена они праздновали Пасху, хотя в большинстве являлись язычниками. При этом нужно отметить, что для Николаса Витсена черкесы - это все кавказские народы, живущие между Азовским и Черным морями, кроме кумыков.