Черкесы, здесь живущие, разделяются между четырьмя фамилиями князей, происходящих от Инала Кеса или Касая, ведущего свой род от аравийских эмиров.
Народ разделен следующим образом: фамилии, князей Бекмурзиных 24 деревни, 7737 душ об. п., Кайтукиных 19 деревень, 3210 душ об. п., Мисостовых 17 деревень, 6306 душ об. п., и Атажукиных 22 деревни, 7029 душ обоего пола; кроме того вольный аул беглых крестьян 814 душ.
Эти четыре касаевские фамилии, всегда союзные между собою, завоеваниями своими сделали некогда Кабарду могущественнейшей игемонией на северной покатости Кавказа. По преданиям это владение имело до 100 тыс. душ данников и союзников. Князьям Большой Кабарды непосредственно покорялись и платили дань татарские народы: карачаевцы, уруспиевцы, малкарцы (общества Балкар, Чегем, Хулам и Безенгии), дигорцы (осетинского происхождения), абазинцы кумские и дударуковские. Кроме того, князья Большой Кабарды владели землями в Малой Кабарде по рр. Золке, Этоке, Подкумку, землями, окружающими Пятигopиe (Беш-тау) и всею кабардинскою плоскостью. Выселявшиеся из гор на плоскость аллагирцы и куртатинцы (осетинского народа) платили кабардинцам дань. Князья Большой Кабарды поставляли князей из своего рода в башильбаевском народе. По преданиям видно, что кабардинские князья хотели утвердиться и поставить своих князей у бесленеевцев в закубанском крае, но общее сопротивление закубанских черкес, при помощи крымских ханов и неудачная война, заставили кабардинцев от этого отказаться. Не без упорной войны кабардинские князья покорились нашей власти; мятежи 1804 и 1822 годов были кровопролитными, упорными сопротивлениями князей и дворянства, не могшего забыть своего прежнего могущества. Вследствие этих двух восстаний, часть кабардинских князей и дворянства бежала за Кубань, в страну тогда еще независимую. В настоящее время Кабарда совершенно покорна, владение ее разложено на первоначальные составные части. Общества татарские и дигорское освобождены от дани, которую они платили завоевателям и, отделенные от Большой Кабарды, каждое особо принесло нам покорность.
Большая Кабарда имела огромное моральное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Военная слава, могущество и сила всегда внушают уважение в соседях и возбуждают в них желаниe подражать. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесский народов образцом подражения и соревнования. Дворянский обычай кабардинцев (уорк-хабзе) сделался обычаем для всех черкес. Беглые кабардинцы за Кубанью служат теперь примером мод и обычая. После беглых кабардинцев первые наездники и щеголи считаются темиргоевцы, и они в настоящее время едва ли не есть первенствующий народ у черкес.
Большая Кабарда есть и доныне самый аристократический народ на кавказской линии. Князья и дворянство высоко уважаются. О четырех фамилиях князей сказано выше. Дворянство (уорк) разделяется на 3 класса; первый класс, владетельные дворяне (тлахотль или тляхотляж), но об этом будет изложено подробно ниже. В настоящее время кабардинцы из завоевателей сделались земледельцами и коневодами. Земледелие неважно, но удовлетворяет потребности страны. В Большой Кабарде считается 49 т. лошадей, 59 т. рогатого скота и 550 т. овец.
СТАЛЬ К. Ф.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА