Сверхъестественными свойствами наделялись деревья, пораженные молнией, и они рассматривались как живые существа. Чаще всего такими деревьями являлись жыгей «дуб», тхуей «граб», бжей «бук», тхушэдеяфэ «чинар», къэдабэ щиху «тополь серебристый», дей «орех». Со временем от поклонения отдельных деревьев перешли к поклонению целым рощам, и в деревьях стали видеть уже не само божество, а место его обитания. Считалось, что в дерево на определенное время вселяется сверхъестественная сила и называется она жыг-гуащэ «княгиня деревьев». Немного позже данная сила стала называться «Мэзытхьэ» - лесной бог.
Культ дерева у черкесов выявлен в мифологических представлениях, зафиксированных в фольклорных текстах разных жанров, религиозных представлениях, памятниках декоративноприкладного искусства, танцах, ритуальных действиях, детской, свадебной, похоронной обрядности. Здесь мы встречаем образцы очеловечивания и одушевления деревьев, которые наделялись душой, разумом, человеческими чувствами. Для примера возьмем один текст:
Дыкъуэнагъыц1эр къысф1ащ,
Бгыщхьэм лъагэу сыщок1,
Си щхьэк1эр уэгум лъо1эс,
Уэсэпсым къабзэу сетхьэщ1 Щ1ы ф1ыц1э 1эф1ым сыщ1оф,
Сызыщ1эф анэри шДыгулъщ,
Лъхукъуэл1 щауэф1у сытк1ийщ,
К1ейм я нэхъыф1ым сыпащ1,
Нысащ1эм хуэдэу сыек1ущ,
К1уап1э ц1ыху ц1ык1ум сыкъащ1, Гущ1эгъу хэмылъу сагъагъ,
Сыгъуэгыу анэбгъэм сыщ1ач,
Чачэу мэзыжьым сыщ1аш....
(Ад.1у.: Дыкъуэнагъым и гъыбзэ).
(Где дыкъуэнагъ в значении «вяз»; к1ей «клен»).
Перевод:
Назвали меня вязом,
Расту на высокой горе,
Верхушка моя касается неба,
Роса омывает меня чисто,
Сладкие соки чернозема сосу,
Мое материнское молоко - кровь земли,
Крепок, силен я, как молодой мужчина, Ценюсь, как самые лучшие сорта клена, Стройное, как молодая невеста.
Маленькие люди приходят ко мне,
Не жалея, заставляют меня плакать, Рыдающего отнимают от материнской груди,
Трясущегося, жалкого меня вытаскивают Из старого леса [28, 16-17].