Батыр, сын медведя » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

Батыр, сын медведя 18:49 Среда 0 1 206
8-08-2018, 18:49

Батыр, сын медведя


Батыр, сын медведя
В одном ауле жили муж с женой. Дожили они до старости, а детей у них не было. И вдруг родился у них мальчик.
- Коли пришло нам счастье на старости лет, будем растить мальчика не в обычной колыбели - сделаем ее из бузины,- решили старики и отправились в лес. Они взяли с собой и ребенка. Оставили его на лесной поляне, а сами пошли в чащу.
В это время из лесу вышел медведь. Схватил он ребенка и скрылся в кустах '. Когда старик со старухой вернулись и не нашли своего сына, они горько заплакали.
- Несчастного собака кусает, даже если он сидит на верблюде,- сказала старуха,- так и у нас. Не смогли уберечь сына, которого ждали всю жизнь.
Поплакали они и вернулись домой.
А медведь стал растить младенца. Кормил он его только оленьим жиром да свежим медом. Мальчик рос день ото дня, и медведь назвал его Батыром. Когда Батыр подрос, медведь вывел его из берлоги и подвел к большой чинаре.
- Вырви это дерево с корнем,- сказал он.
Батыр взялся за дерево, стал тянуть его, раскачивать в разные стороны, но вырвать не смог.
- Пойдем обратно в берлогу, ты еще не стал мужчиной! - сказал медведь и повел Батыра обратно в берлогу.
Стал он давать ему еще больше оленьего жиру и меду. Когда прошел год, медведь опять вывел мальчика из берлоги. Снова подвел он его к большой чинаре и сказал:
- Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Батыр взялся за дерево и вытащил его с корнем. Но посадить верхушкой в землю не смог.
- Ты еще не стал таким, как я хочу, пойдем обратно,- сказал медведь и отвел Батыра в берлогу.
Еще год кормил он своего воспитанника оленьим жиром и свежим медом, а потом решил еще раз испытать его силу. Подвел он Батыра
к вековой чинаре и сказал:
- Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Одной рукой взялся Батыр за дерево, вытащил его из земли и посадил верхушкой в землю.
- Вот теперь ты стал настоящим мужчиной,- сказал медведь,- пойдем домой.
Он завел юношу в берлогу и достал какие-то лохмотья.
- Теперь послушай меня, Батыр,- сказал он.- Твои отец и мать живут в ближайшем ауле. Пойдешь прямо по этой тропинке и придешь в свой аул. Заходи в каждый дом и показывай эти лохмотья, тот, кто узнает их,- твой отец. Тогда ты скажи ему: "Я ваш сын, которого вы потеряли в лесу много лет назад".
Взял Батыр лохмотья и отправился в аул. Пошел он по улице и вдруг увидел аульский сход. Он подошел к мужчинам и показал им лохмотья. Они переходили из рук в руки и наконец попали к отцу Батыра. Он сразу узнал пеленки, в которые был завернут его сын, обнял юношу и повел его домой.
Стал Батыр жить в ауле . Вместе с отцом он работал в поле, и вскоре хабар о необыкновенной силе молодого джигита разнесся по всему аулу. Дошел этот хабар и до пши. А пши не любили, если кто-нибудь из простых джигитов превосходил их в мужестве или храбрости. Задумал пши извести Батыра. Но он знал, что силой его не одолеть, и поэтому решил пойти на хитрость. Аул, в котором жил Батыр, стоял на берегу реки. В этой реке поселился бляго, который преграждал своим телом течение реки, и аул оставался без воды до тех пор, пока жители не приводили ему на съедение девушку. Заполучив жертву, бляго давал немного воды, а потом снова запруживал реку. Вот и решил
пши отправить Батыра к бляго.
Пошел Батыр к чудовищу. Когда он подошел близко к нему, дракон потянул воздух - но тут Батыр бросился в камыши, стал рубить их и связывать в связки. Потом принялся бросать их в разинутую пасть бляго до тех пор, пока тот не насытился. Только после этого Батыр подскочил к бляго, оседлал его и, держась за его уши, въехал на нем в аул. Бляго ревел на всю округу, из его ноздрей вылетал огонь - так что сгорела вся трава по обочинам дороги. Когда увидели это аульчане, повыскакивали они из своих дворов и бросились в ближайший лес.
Батыр на бляго влетел во двор пши и разъезжал по нему,
пока не разрушил все постройки. После этого он выехал со двора пши, убил бляго, а жителей аула привел обратно. Еще больше возненавидел пши Батыра, стал думать, как бы избавиться от него. И задумал он послать джигита к семи лю-доедам-иныжам, которые жили на высоком кургане. Велел он Батыру вспахать землю вокруг кургана.
По приказу пши Батыру дали шеоть тощих быков да старую соху и послали его пахать землю вокруг кургана.
Отощавшие быки не могли даже сдвинуть соху с места, и Батыр стал громко кричать на них. Услышали иныжи его крик. Прибежал первый иныж - схватил его Батыр, запряг в соху и крикнул на него еще громче. Следом прибежали другие иныжи - и каждого Батыр ловил и запрягал в соху. Без отдыха пахал он на иныжах весь день и всю ночь и к утру наконец закончил пахоту.
Утром пши послал к кургану своих людей - посмотреть, жив Батыр или съели его иныжи.
Издали увидели посланцы пши, что Батыр пашет на иныжах.
- Аллах, аллах, он запряг иныжей в соху, пашет на них, да еще покрикивает! - сказали они и бегом побежали в аул.
Как услышал это пши, возненавидел он Батыра еще больше и решил любой ценой избавиться от него.
Неподалеку от аула в лесу поселились два диких кабана. Они наводили ужас на жителей аула - никто не отваживался ехать в лес за дровами. Теперь пши решил послать Батыра в тот лес; он надеялся, что от кабанов храбрый джигит живым не уйдет. Он велел унаутам дать Батыру тупой топор, гнилую веревку, старую арбу, которая развалится при езде, и быков, которые разбегутся, как только их выпрягут.
Так и сделали, и поехал Батыр в лес. Едва он добрался до леса и распряг быков, как они убежали обратно в аул. Взял он топор - тот не рубит. Бросил его джигит и стал руками вырывать деревья вместе с корнями. Вырвал он несколько огромных чинар и стал складывать их в арбу - развалилась арба.
Хотел он связать деревья, веревка порвалась на куски. Тогда сломал Батыр тонкие ветки, связал ими чинары, привязал их к арбе. Стал искать быков, не нашел. Что делать? Потащил он деревья на себе. В это время выскочил из лесу кабан. Схватил его Батыр, запряг в арбу, сел на дрова и поехал. Проехал немного, с ревом выбежал из лесу другой кабан.
- Вот и второй прибежал! - крикнул Батыр, поймал кабана, запряг его в арбу, сел на дрова и поехал в аул, прямо во двор пши,Увидев, что Батыр снова возвращается невредимый, а страшные кабаны у него в упряжке, жители аула со страху залезли кто на плетень, кто на дерево, а кто даже на крышу своего дома.
- Ради тха, убери отсюда кабанов! - просили все Батыра.
- Разве кабаны страшнее вас - они не придумают того, что вы! - сказал Батыр.
Он выпряг кабанов, отпустил их в лес и сам пошел следом за ними.
Стал Батыр жить в лесу. Однажды во время охоты он встретил двух охотников. Они стали друзьями и поклялись все, что добудут, делить поровну между собой и никогда не изменять своей дружбе.
Отправились они как-то охотиться и встретили белого оленя необыкновенной красоты. Пошли следом за ним. Кажется, совсем уже близко олень, но в тот миг, когда охотники приближаются к нему, он прыгает - и опять его не достать.
Добежал олень до какой-то скалы и скрылся в ее расщелине. Подошли сюда Батыр с товарищами, стали решать, кому войти в расщелину скалы. Те двое отказались. Пошел Батыр и увидел огромную яму.
- Поклянитесь, что не оставите меня без помощи, я спущусь в эту яму,- сказал Батыр. Охотники поклялись. Тут же сплели они сапетку из хвороста, сделали из оленьей шкуры ремень. Сел Батыр в сапетку, и спутники опустили его в яму. В этой яме была узенькая тропинка - она вела в пещеру. Пошел Батыр по ней и наткнулся на дверь. Открыл он ее и вошел в большую комнату. Перед ним сидели три девушки. Одна плакала, другая смеялась, а третья пела песню. Когда увидели они Батыра, бросились к нему.
- Зачем ты пришел сюда, джигит, ведь тебя ждет верная гибель! Ты попал во владения чудовища-иньша, который убьет тебя и съест,- сказала плачущая девушка.
- Я не боюсь иныжа. Лучше скажите мне, отчего вы ведете себя так странно: одна - плачет, другая - смеется, а третья - поет песню?
- Я плачу потому,- сказала старшая девушка,- что сегодня иныж съест меня. Ее он съест завтра,- она показала на среднюю сестру,- потому она смеется - ведь она проживет еще один день. А младшая наша сестра поет оттого, что ей суждено прожить еще два дня.
- А где теперь этот иныж?
- Здесь семь комнат, он спит в самой последней.
Батыр выхватил саблю и пошел по комнатам, открывая одну дверь за другой, и дошел до той кбмнаты, где спало чудовище. Взмахнул он саблей и отсек ему голову.
Обрадовались девушки.
- Аллах, аллах, как ты помог нам, ты спас нас! Они тут же вынесли все золото и серебро, что было у иныжа, и стали складывать его в сапетку. Наполнив сапетку, они дергали за веревку, и охотники вытаскивали сапетку. После того как все богатства были подняты, в
сапетку села старшая девушка, за ней средняя. Когда спустили сапетку за младшей, она сказала:
- Теперь садись ты, они могут оставить тебя здесь!
- Нет,- сказал Батыр,- ты женщина, я не могу подняться наверх раньше тебя.
- Лучше бы ты послушал меня,- сказала девушка.- Но если твои друзья бросят тебя в этой яме, запомни, что надо сделать. К той комнате, где спал иныж, пристроена овчарня. В ней три барана - серый, белый и черный. Если пойдешь в овчарню и бросишься на белого барана, он забросит тебя на семь ярусов вверх, и ты очутишься в наземном мире. Если же ты бросишься на черного барана, он забросит тебя на семь ярусов вниз, в подземный мир. Сказав так, девушка села в сапетку, и охотники подняли ее наверх.
- Много еще там золота? - спросили они.
- Очень много,- ответила девушка.
Тогда они опустили сапетку в яму. Сел в нее Батыр, и стали они поднимать его. Но когда они увидели Батыра, отрезали ремня, и сапетка упала обратно в яму.
Понял Батыр, что его друзья нарушили клятву. Что было делать? Но тут вспомнил он слова, сказанные младшей из девушек, и пошел в овчарню. Когда он вошел туда, бараны стали бегать так быстро, что у него зарябило в глазах. Хотел Батыр броситься на белого барана, но в этот миг к нему подбежал черный, и Батыр упал на него. Подбросил тот джигита, и полетел он на семь ярусов вниз, в подземный мир.
Так очутился Батыр в другом мире. Стал он осматриваться и увидел неподалеку гору. Поднялся на нее и увидел высокое дерево. На его вершине было огромное гнездо. В нем сидели трое орлят и пронзительно шипели, словно просили помочь им.
"Что за диво!" - подумал Батыр. Вдруг он увидел, что по дереву ползет огромный удав - вот-вот он уже в орлином гнезде.
Выхватил Батыр саблю и разрубил удава на несколько частей.
Тут заговорил один из орлят человеческим языком:
- Аллах, аллах, какое великое дело ты сделал. Когда вернется наша мать, она отблагодарит тебя!
Не успел он произнести эти слова, как небо закрыла огромная туча, стало темно и поднялся ураган.
- Не пугайся, человек,- сказал тот же орленок,- это летит наша мать, полезай скорее в гнездо. Мы спрячем тебя под нашими крыльями, иначе она растерзает тебя.
Сел Батыр в гнездо, и орлята закрыли его. Скоро на дерево опустилась огромная орлица.
- Фи, фи, чую человеческий запах,- сказала она.
- Посмотри, мать, вниз! - сказали орлята.
Взглянула орлица вниз и увидела изрубленного удава. Спустилась она с дерева и съела его.
- Для того, кто спас моих детей, я сделаю все! - сказала орлица.
Тут вышел Батыр из гнезда:
- Это я сделал!
- Тогда подойди поближе! - сказала орлица.- Ты спас моих детей - ведь этот удав каждый год съедал моих орлят, и я оставалась без потомства. Теперь ты убил его, и я хочу отблагодарить тебя. Скажи, как ты попал сюда и что тебе нужно?
Батыр рассказал орлице обо всем, что случилось с ним, и попросил:
- Если можешь, отнеси меня в наземный мир! Ничего другого мне не нужно. - Очень давно, когда я была молодой, вместе с матерью летала в наземный мир,- сказала орлица.- Но чтобы вынести туда тебя, мне нужно мясо и шкуры семи буйволов. Из шкур надо сшить бурдюки и наполнить их водой.
Задумался Батыр.
- Где мне взять в чужом краю семь буйволов? - сказал он.
- Я отнесу тебя в ближайший аул, а ты как-нибудь заработай там семь буйволов - это будет мне пища на дорогу.
Согласился Батыр. Орлица посадила его на спину и поле-тела. Опустилась она за околицей аула.
- Когда приготовишь провизию на дорогу, сложи ее в этом месте и дай мне знать об этом,- сказала орлица и улетела.
Вошел Батыр в аул, видит - навстречу ему едет арба. Старичок, сидевший за кучера, громко пел песню, а красавица-девушка рыдала.
Остановил Батыр арбу.
- Что за чудо, тхамада*? Почему ты громко поешь, а девушка рыдает?
- Славный джигит, я пою потому, что везу эту красавицу в жертву бляго, который запрудил своим телом нашу реку. Как только я отдам ему девушку, он даст нам воды. Мы напоим скот, напьемся сами и останемся в живых - сейчас мы уже погибаем от жажды. Я радуюсь этому и пою. А девушка знает, что обречена на гибель, вот и плачет. Всех девушек нашего аула уже съел жестокий бляго. Сегодня везу ханскую дочь,- а что будем делать потом и не знаю.
- Возьми меня с собой! - сказал Батыр.
- Что, тебя тоже мучит жажда? Садись,- сказал старичок. Поехали они дальше втроем. Старичок по-прежнему громкопел, а девушка плакала.
Когда подъехали совсем близко к реке, Батыр велел старичку остановиться и ждать его. А сам подоткнул полы своей черкески, выхватил меч и направился к чудовищу. Когда он был совсем близко, рванулся бляго и ринулся на него, словно гроза. Но Батыр взмахнул мечом и отсек ему челюсть; взмахнул второй раз - снес голову. Потом изрубил бляго на части, отрезал уши и бросил их в арбу.
- Езжай, тхамада, обратно,- сказал он старичку. А сам пошел в аул другой дорогой.
А старичок гордо уселся на арбе, словно он убил бляго, и въехал в аул, прямо во двор к хану.
В это время жители аула увидели, что в реке потекла вода, смешанная с черной кровью бляго.
- Аллах, аллах, что случилось? - Бросились все к старичку.
- А вы разве не видите,- с гордостью сказал он,- я убил бляго, освободил реку и привез обратно ханскую дочь.
- Отдаю свою дочь в жены храбрецу, который спас ей жизнь и жизнь всего аула! - сказал хан.
Когда услышала это ханская дочь, она сказала:
- Пусть этот храбрец снимет с арбы уши бляго! Сможет он это сделать - значит, и вправду убил чудовище!
Подвели старичка к арбе, да не смог он даже вдвинуть с места уши бляго.
- Воллаги, кто не может снять с арбы уши бляго, тот и не мог положить их туда! - стали говорить аульчане.
Прогнали они обманщика-старичка прочь.
- Кто же убил бляго? - стали спрашивать ханскую дочку.
- Его убил человек не из нашего края. Я видела, он пошел в аул другой дорогой,- сказала она.
- Айда, мардж, быстрее найдите этого джигита и приведите его ко мне,- приказал хан.
А Батыр тем временем стоял неподалеку, разговаривал со стариками - он решил наняться пасти аульное стадо, чтобы заработать буйволов.
Увидели его посланцы хана и повели к нему.
- Попробуй, джигит, снять с арбы уши бляго! - сказал хан. Батыр даже не стал касаться их руками - поддел кончикомсабли и сбросил с арбы.
- Вот кто убил чудовище! - закричали в один голос аульчане.
- Проси, джигит, что хочешь,- сказал хан,- за то, что ты спас жизнь моей дочери и избавил нашу реку от бляго, ты достоин любой награды!
- Мне нужны семь буйволов,- отвечал Батыр.
- Разве это много! - сказали жители аула и мгновенно пригнали ему семь буйволов.
Они приглашали его погостить у них, отдохнуть, но Батыр отказался.
Он погнал буйволов к месту, указанному орлицей, зарезал их, снял с них шкуры и сделал огромные бурдюки. В одну кучу Батыр сложил мясо, в другую - бурдюки, наполненные водой.
Когда все было готово, Батыр известил об этом орлицу. Тут же она прилетела и опустилась у околицы аула. Батыр положил на одно ее крыло мясо, на другое - бурдюки с водой, а сам сел ей на спину. Прежде чем взлететь, орлица сказала:
- Теперь держись за меня покрепче, чтобы тебя не снесло ветром. Если я скажу "кау", брось мне в клюв мясо, если скажу "кап", влей мне в рот воды. И она поднялась в воздух.
Летит орлица. Скажет она "кау" - Батыр бросает ей мясо, скажет "кап" - вливает воды. Так летели они семь дней и но-
чей - стали иссякать их запасы. Воды осталось совсем немного, а мясо кончилось.
Когда в последний раз сказала орлица "кау", Батыр отрезал саблей кусок от своей ноги и бросил ей в рот.
В это время они достигли наземного мира, и орлица опустилась на землю.
Когда она сказала "слезай!", Батыр сошел на землю, но не мог стоять на ногах - присел.
- Ты почему сел? - спросила орлица.
- Затекли ноги от долгого сидения,- ответил Батыр.
- Это неправда! - сказала орлица. Пришлось Батыру признаться, что он отрезал кусок мяса от ноги и бросил ей.
- Я догадалась по вкусу, что это не буйволиное мясо,- сказала орлица.- Ну-ка, покажи ногу!
Показал Батыр ногу. Орлица плюнула на рану, и ее словно не бывало.
- Теперь я с тобой в расчете,- сказала орлица.- Ты в своем краю, желаю тебе удачи!
И она поднялась в воздух.
А Батыр отправился на поиски друзей, которые предали его. Много аулов прошел он и наконец в одном нашел их. Они построили себе прекрасные дома и жили за высокими заборами. Один из них женился на старшей девушке, другой - на средней, а младшую девушку, которая предупредила Батыра об опасности, сделали унауткой.
Батыр убил и предавших его друзей и их жеи, а на младшей девушке женился.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Бенджамин Спок: гуру матерей своих детей сделал несчастными 09:03 Воскресенье 0 434 Бенджамин Спок: гуру матерей своих детей сделал несчастными Имя Бенджамина Спока знакомо практически всем родителям мира. По его книге о воспитании детей вырастили не одно поколение малышей, а многие и до сих пор считают его советы актуальными. Знаменитый и
«Комплимент — это поцелуй сквозь вуаль»: вспоминаем романы Виктора Гюго 10:51 Среда 0 535 «Комплимент — это поцелуй сквозь вуаль»: вспоминаем романы Виктора Гюго Виктор Гюго — французский романист, поэт, драматург, лидер романтического литературного направления. Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года во французском городе Безансоне. У его родителей