Майкопская культура почти не заходила в горные районы Северо-Западного Кавказа. Там жили другие племена, которые оставили мегалитические погребальные памятники – дольмены. На территории бывшего СССР дольмены известны только на Северо-Западном Кавказе и в Абхазии. Они занимали северные и южные склоны Кавказского хребта и Черноморское побережье от Новороссийска до г. Очамчира в Абхазии. На территории Адыгеи дольменов было огромное количество, но большинство из них теперь разрушено. Близ ст. Даховской, на Дегуакской поляне в конце ХIХв. насчитывалось около 200 дольменов, а сейчас – единицы. Дольмены известны в районе сел. Хамышки, пос. Каменномоского. Около ст. Абадзехской тоже было более 200 дольменов. Между ст. Новосвободной и Абадзехской на Богатырской поляне находилось около 240 дольменов. У ст. Баракаевской на р. Кизинке – 564 дольмена. Всего открыто около 2000 дольменов.
Адыги называли дольмены «испун», что значит «дом карлика» и испытывали священный трепет перед этими сооружениями. Дольмены тысячелетиями простояли на Кавказе практически нетронутыми, но в последние 150 лет в связи со сменой населения в горных районах Северо-Западного Кавказа после его завоевания Российской империей и выселения адыгов из этих мест началось массовое уничтожение дольменов. Новые жители горных районов, не имевшие культурной связи с регионом, растаскивали дольменные плиты на дворовые постройки. Подобные вопиющие акты вандализма по отношению к древним мегалитическим сооружениям мирового значения имеют место и в наши дни. К счастью, дольмены удалось описать еще в конце XIX в.
Известно 4 типа дольменных гробниц:
1) плиточные (из 5плит со втулкой) – самые распространенные дольмены.
2) корытообразные (полумонолиты) - целиком вырубленные в скале и перекрытые каменной крышей.
3) дольмены-монолиты – целиком вырубленные в скале.
4) составные дольмены (из отдельных блоков)
Их высота колеблется от 0,7 м до 1,8 м
В Туапсинском р-не близ пос. Анастасиевки на р. Псынако открыт интересный комплекс с дольменами. Над одним дольменом сделана курганная насыпь из булыжника, под ним – дольмен, а над ним – сводчатые стены из камня и глины толщиной около 1,8 м высота более 3 м. К дольмену ведет дромос (коридор) длиной 12 м, шириной 0,5 м. Судя по всему – это культово-погребальный памятник. Предполагают, что дольменники были солнцепоклонниками, поскольку все дольмены обращены порталом к солнцу.
В дольменах хоронили несколько человек (семейная усыпальница?). В них найдены обломки глиняных сосудов, бронзовые, каменные и костяные орудия.
Дольменная культура датируется 2700 – 1400 гг. до н.э. Племена-дольменники вели оседлый образ жизни. На Дегуакской поляне близ ст. Даховской открыто поселение племен Дольменной культуры. Занятия дольменников: мотыжное земледелие, скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи), металлургия, охота, обработка камня.
Вопрос о происхождении Кавказских дольменов еще не выяснен. На Кавказе нет других памятников того времени, конструктивно близких к дольменам, хотя дольмены широко распространены по всему миру: Пиренейский полуостров, Средиземноморье, Япония, Юж. Америка. В.И. Марковин – крупнейший отечественный специалист по дольменам – связывает их происхождение на Северо-Западном Кавказе со Среднеземноморьем (аналоги есть в Португалии и на о-ве Сардиния). Предполагают, что строители дольменов либо приплыли сюда из других мест, либо местные жители в результате возвратных миграций принесли сюда идею строительства дольменов. Но есть и иная точка зрения, называющая именно кавказские дольмены наиболее древними.
На основе Майкопской культуры в более поздний период в Закубанье сложилась так называемая Северокавказская культура эпохи развитой бронзы (II тыс. до н.э.). Она охватывала предгорные и горные районы Северо-Западного Кавказа, южная граница проходила по главному Кавказскому хребту. На западе и северо-западе она граничила с дольменниками. На севере и северо-востоке была зона стыка со степными культурами.
Основные памятники – подкурганные погребения (а. Хатажукай, а. Уляп, ст. Келермесская, ст. Кужорская, урочище Клады близ ст. Новосвободной). Инвентарь северокавказцев – боевые и ритуальные топорики, булавки, бляхи, подвески, втулки из мышьяковистой бронзы, керамические сосуды с веревочным орнаментом, каменные предметы (топоры, булавы, терочники, серпы – сначала с каменными вкладышами, а затем и бронзовые).
Основа хозяйства племен северокавказской культуры было скотоводство и земледелие. Имелись стада крупного и мелкого рогатого скота, разводили лошадей, в том числе для верховой езды.
Северокавказцы поддерживали оживленные контакты со степняками юга современной России, широко экспортируя туда бронзовые изделия.
Характерно, что по сравнению с Майкопской культурой в Северокавказской не так выражена социальная и имущественная дифференциация. Возможно, это связано с угасанием контактов с Передней Азией или активным влиянием более низких в социальном отношении культур соседних степных племен.
В начале I тыс. до н. э. на Северо-Западном Кавказе фиксируется развитый очаг бронзовой металлургии, снабжавший бронзовыми изделиями соседние регионы. Он условно именуется Прикубанской культурой.