В начале нашей эры в Приазовье возникает аланский союз племен. Аланы – сарматское племя, ираноязычные воинственные кочевники-всадники. Аланы – это одно из племен конфедерации аорсов (подразделение сарматов), которое выделилось в последние века до н.э. из общей среды сарматского населения и поселилось в I в. н.э. в Приазовье и Предкавказье. Аланы распространялись в I в. н.э. в Придонье, Прикубанье и в районы Центрального Кавказа.
Из Приазовья аланы совершали опустошительные походы в Малую Азию и Мидию, увлекая за собой зихов. В началеIIв. они играли заметную роль в политической жизни Боспора, являясь там римскими наместниками. Как ранее сарматы, аланские дружины активно проникали в Европу, особенно в эпоху Великого переселения народов, дойдя до крайнего запада Европы – Пиренейского полуострова, Британских островов и даже появились на Севере Африки. Аланские топонимы прослеживаются повсюду в Европе. В среде европейских народов до сих пор популярно мужское имя Алан. Испанская область Каталония в первоначальном варианте именовалась «Гото-Алания».
Усиленное проникновение алан на Кубань относится ко II в. н.э. Под их давлением оседлое адыгское население по правобережью Кубани оставляет насиженные места и уходит в Закубанье.
Но и аланское могущество было временно прервано. В 371 г. аланы были разбиты гуннами, и большая их часть переселилась на юг, к предгорьям Центр. Кавказа. Примерно с V в. в основном известна лишь предкавказская часть алан. Аланы, контактируя с местными аборигенными племенами Центр. Кавказа ассимилировалиь их, подавив в языковом и культурном отношении и дали начало новому этносу на Кавказе – осетинам. Язык осетин – иранский. Предки их – аланы и местные доаланские автохтонные племена.
Расцвет аланской культуры происходит в последней трети VI в. Ко II пол. В VI-IX в автохтонное население Северного Кавказа оказываются под значительным влиянием этих ираноязычных пришельцев. Аланы одними из первых на Кавказе приняли христианство через Византию. До наших дней на Северном Кавказе сохранились аланские христианские храмы, которые считаются древнейшими христианскими святынями на территории России.
Адыгское население, уходя на левобережье Кубани, избегало прямых столкновений с воинственными кочевниками и частично само ассимилировало приходивших к ним алан. Но все-таки, аланизмы сохранились во всех абхазо-адыгских языках.
Конец IV в н.э. стал началом новой эпохи в истории населения южной части Восточной Европы. Гунны – кочевой народ Центральной Азии, обитавший первоначально к северу и западу от р. Хуанхэ, в середине I в. до н.э. расколовшийся в результате внутренних противоречий и под ударами Китая. Часть гуннов двинулась на запад, сокрушая всех на своем пути. Источники описывают их в самых мрачных красках, как свирепых, не знающих усталости и никогда не слезающих с коней воинов. Гуннское вторжение в чужие пределы стало катализатором грандиозного передвижения племен с востока на запад на пространствах Евразии, которое вошло в историю под названием эпохи «Великого переселения народов». В результате этого масштабного процесса полностью изменилась этническая и политическая карта Европы, пала Римская империя и рабовладельческий строй. На карте Европы появились новые этносы, давшие начало современным народам, новые «Варварские королевства», в Европу вместе с воинственными всадниками с Востока пришли новые общественные отношения, где элитой общества стали конные воины – будущие рыцари средневековья. «На крупах варварских коней» в Европу пришел феодализм.
В 375 г. основная масса гуннов появилась в степях Юго-восточной Европы. Первыми от них пострадали сармато-аланы. Кочевники восточноевропейских степей и местное население Северного Кавказа оказались неспособны противостоять гуннской орде.
Преследуя алан, которые, спасаясь, устремились на Северный Кавказ, часть гуннов, пройдя через Прикубанские степи, разорила земли меотов, а затем двинулась к Черному морю и Керченскому проливу. Гунны уничтожили часть городов и жителей Боспора (Фанагория, Гермонасса) нанесли удар Синдике, фактически прекратив тысячелетнее существование греческих колоний.
Вторжение гуннов из Азии в Европу имело грандиозные последствия. Оно коренным образом изменило облик Южной части Восточной Европы. Произошло массовое передвижение народов, которое явилось важным этапом в сложении многих современных народов, а в степях Европы положило конец многовековому преобладанию иранцев и открыло не менее длительный период движения из Азии на запад тюркоязычных кочевников. Полоса нашествий на этом не оборвалась. За гуннами шли авары, болгары, хазары, венгры, печенеги и половцы. В степной полосе преобладающее значение заняли тюркоязычные племена.
В началеV в. центром гуннского объединения стала Паннония (Венгрия), но гунны удерживали за собой Причерноморье и Северный Кавказ.
В IV-VII вв. среди пришельцев на Кавказе появились болгары (булгары). Болгары, придя с востока, обосновались в Приазовских степях. Часть болгар проживала в непосредственном соседстве с предками адыгов (на Тамани и в Приазовье). Столицей болгар стала разграбленная в IV в. античная колония Фанагория, которая в VII в. начала вновь отстраиваться.
Но Великая Болгария распалась под ударами хазар. Часть болгарских племен осталась на Северном Кавказе и подчинилась хазарам. Часть откочевала к северу и появилась в Среднем Поволжье, создав там Волжскую Болгарию, а другая часть во главе с ханом Аспарухом перешла на Дунай и ассимилировалась там со славянами. Оставшиеся здесь болгары, возможно, продвинувшись вглубь Кавказа, участвовали в этногенезе карачаево-балкарцев. Но в историческом развитии адыгов болгары сыграли небольшую роль. Пребывание болгар на Северо-Западном Кавказе прослеживается до Х в. Но к тому времени они уже ассимилировались с другими народами.
Одновременно с Великой Болгарией началось образование Хазарского каганата в Прикаспийских степях. К VI в. хазары стали во главе племенного союза, центр которого находился на землях современного Дагестана. К концу VII в. Хазария была уже крупной политической силой. Она ударила по болгарам и в результате Хазарский каганат присоединил Приазовье, часть Крыма и Таманский полуостров. Хазары покорили многие народы. Часть адыгов тоже вошла в Хазарский каганат.
С этого времени и начинается влияние докипчакских тюрок на культуру, язык и быт коренного адыгского населения. Формы контактов были разными: мирная интеграция в процессе культурных контактов, инфильтрация небольших тюркских групп в адыгскую среду, прямые вторжения и т.п. Тюркизмы прослеживаются в этнонимах, в названиях животных и растений в адыгском языке: аслъан – лев, къэплъан – тигр, аргъой – комар, къамыл – камыш, тенджыз – море, дамыгъэ – клеймо и т. д.
Сохранились предания и о столкновениях хазар и авар с адыгами. К концу I тыс. в западных предгорьях Кавказского хребта появились печенеги. Ведущей формой погребального сооружения у адыгов в эту эпоху становится курган как следствие степных связей адыгов.
Многие кочевые народы, побывавшие на Северном Кавказе, давно растворились в среде других этносов и дали начало новым. Пали многие государства и даже империи, созданные кочевниками. Но автохтоны Кавказа – адыги – выстояли перед натиском массы разноязычных племен.