Средневековый Египет всегда оставался крупнейшим рынком сбыта невольников. Правители этой страны приобретали их тысячами. С XIIв. со времен правителя Египта Салах ад-Дина армиюэтого государства начали формировать из невольников-мамлюков. Словом «мамлюк» называли белых невольников. Именно благодаря мамлюкам Салах ад-Динуудалось изгнать крестоносцев и утвердить свою власть в Каире. Через какое-то время мамлюки настолько усилились, что исход борьбы за власть в Египте стал зависеть от позиции этой элитной гвардии.
Мамлюков приобретали ещё мальчиками и воспитывали их в специальной закрытой военной школе, обучая верховой езде, плаванию, фехтованию, стрельбе из лука, другим воинским дисциплинам, а также основам мусульманской религии и письму. Мамлюки, успешно закончившие школу, освобождались и поступали в армию. Преуспевающие мамлюки вызывали к себе в Египет своих родственников. Рабы-мамлюки были в Египте на особом положении. Они составляли привелегированную военную касту, жестко корпорированную по этническому принципу. Цена невольника-адыга тогда обычно вдвое превышала среднюю цену раба.
Многие мамлюки возвышались, становились эмирами, беями-военачальниками. В конце-концов мамлюки достигли огромной власти и стали избирать султанов – правителей Египта из своей cреды.
В 1250 г. к власти в Египте пришли мамлюки кипчакского происхождения (династия Бахри). В 1382 г. власть перешла к черкесской группировке мамлюков (династия Бурджи), которая и правила Египтом до 1517 г. Основатель династии Бурджитов султан Баркук аз-Захир родился в Черкесии. Он известен также как Баркук ибн Анас ал-Джеркаси по прозвищу Малихук, что означает в переводе с адыгского «сын пастуха». Его биография является яркой иллюстрацией к замечанию генуэзца Джорджио Интериано, посетившего Черкесию в самом конце XV в. Рассуждая о судьбе черкесских невольников на Востоке, он писал, что посредством работорговли, «фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п» .
Утвердившись на престоле, Баркук жестко подавил оппозицию. При нём все эмирские должности были заняты черкесами, вследствии чего все последующие султаны выходили только из среды черкесов. Черкесские султаны Египта, управляя страной, значительно расширили её территорию. Они, покровительствовали наукам и искусству. При них расцвела архитектура, были возведены выдающиеся памятники зодчества, сохранившиеся в Египте и доныне. Это стало возможным, потому что страна была защищена от внешних врагов и существовала достаточно стабильно. Следует отметить, что черкесские мамлюки в Египте продолжали жить по своим обычаям и традициям. Дух корпоративности по этническому принципу царил в среде черкесских мамлюков. Мамлюки всячески поддерживали друг друга, выдвигали на государственные должности только людей из своей среды и не подпускали к власти не-черкесов. К тому же мамлюки редко говорили по-арабски, предпочитая свой родной черкесский язык. Все это – яркие свидетельстваэтноцентризма, присущего адыгам вообще и не утрачивавшегося ими вне своей этнической родины. Естественно, арабы быликрайне недовольны этой ситуацией, что впоследствии стало одной из причин падения черкесской династии Египта.
В период правления черкесских султанов Египетский султанат достиг наибольших размеров. Под властью выходцев из Черкесии и черкесских кланов находились земли, во много раз превосходившие территорию этнической Черкесии: Египет, Сирия, Нубия, Хиджаз со святынями ислама Меккой и Мединой, Кипр и юго-восточные области Анатолии. Суверенитет адыгских султанов Каира признавали в столице Ирана Тебризе и в столице Ирака Багдаде. В ХIV–ХV вв. вассалами черкесских государей являлись и османские султаны, скромно именовавшиеся пограничными беями. Черкесские султаны носили титул «султан ислама, правитель обоих священных городов». Их имена упоминались в пятничных молитвах в каждой мечети на большей части мусульманского мира как имена халифов всех правоверных. Черкесские султаны контролировали хадж, и их воины охраняли паломников. Правители Египта обладали правом ежегодно присылать покрывало для Каабы (эта традиция до сих пор сохранилась, и покрывало ко времени хаджа присылают в Мекку из Египта).
Для сохранения своей власти и пополнения собственной гвардии адыгские правители нуждались в постоянном притоке воинов с Северо-Западного Кавказа. Черкесские мамлюкские султаны вывозили из Черкесии в Египет тысячи молодых невольников и наёмников. Многие черкесы, будучи наслышаны об успехах своих земляков на Ближнем Востоке, сами отправлялись туда искать удачи. Между эмирами и султанами Каира и знатнейшими семьями Черкесии поддерживались родственные отношения. Не случайно турецкий путешественник XVIIв. Эвлия Челеби, побывавший в Черкесии, называл ее «страной Мамелюке».
Могущество черкесских султанов Каира мешало амбициям Османов, которые в конце концов и покончили с черкесской династией в Египте. Имели место две османо-мамлюкские войны, первая из которых была крайне неудачна для османов, а во второй войне 1516-1517 гг. мамлюки потерпели сокрушительное поражение от войск османского султана Селима Явуза. Последний черкесский султан Туманбай был повешен на воротах Каира по приказу Селима. До наших дней дошли старинные адыгские песни, повествующие об этих событиях, такие как «Плач Туманбая», «Плач Мысроко».
Поражение мамлюков стало возможным по ряду причин. Османские власти чётко осознавали превосходство адыгской мамлюкской гвардии над своей армией в плане индивидуальной подготовки воинов. Эта сравнительно малочисленная, но хорошо вооруженная и обученная тяжёлая кавалерия была тогда, пожалуй, лучшей в мире. Поэтому Османы, во-первых, сделали ставку на артиллерию, которой не было у мамлюков. Черкесы-мамлюки считали, что Коран освящает для войны лишь холодное оружие, а оружие огненного боя является богопротивным. Они самонадеянно рассчитывали на превосходную индивидуальную боевую подготовку каждоговоина и на его личное мужество. Эти стериотипы мышления в итоге и погубили их: впоследствии окажется, что во время решающего сражения ни один мамлюкский воин не погиб от холодного оружия; все погибли от артиллерийских залпов.
Другим важным шагом османов, также ставшим залогом их победы, был разгром в последней четверти XV в. генуэзских колоний в Северном Причерноморье, через которые веками шло пополнение мамлюкской гвардии невольниками. Этот канал поставки был прерван, и мамлюки, оторванные от своей земли, остались без резерва рядом с арабами, в рядах которых росло недовольство черкесским правлением. Это недовольство также было умело использовано турками-османами в период подготовки войны против адыгских правителей Египта. Османские эмиссары разжигали ненависть у арабского населения Египетского султаната к их правителям-иноземцам, и возвещали скорый приход «истинного мусульманского правителя», который освободит правоверных от ига «неверных».
Завоевание Египетского султаната Османской империей проходило под лозунгами социального освобождения. Арабы не оказывали туркам сопротивления; напротив – их встречали как освободителей. Множество мамлюков было тогда убито, а оставшиеся в живых были лишены всего имущества и прав. Некоторым удалось вернуться на историческую Родину. Однако вскоре турецкий султан – завоеватель ЕгиптаСелим Явуз понял, что этих профессиональных воинов можно использовать уже в османской армии. Тогда на сторону османов перешли многие мамлюки. Так, в годы правления трех османских султанов (Селима I, Сулеймана I, Селима II) с 1517 по 1559 гг. блестящую карьеру сделал Черкес Оздемир-паша, происходивший из среды черкесских мамлюков Египта. После падения черкесской династии Египта он был взят в турецкую армию в ранге паши. Он завоевал для Порты две новые провинции – Йемен и Хабеш (Судан и Эфиопия) и до самой смерти был их правителем. Сын Оздемира, Черкес Оздемир-оглу Осман-паша, был бейлербеем Йемена, а затем в 1584г. он стал первым из числа черкесов Великим визирем империи. Он продолжал командовать армией в войне с Персией, где и погиб в 1585г. на поле битвы.
Даже после разгрома османами черкесские мамлюки продолжали играть видную роль в Египте вплоть до 1798 г, когда мамлюкская армия потерпела сокрушительное поражение в Битве у пирамид с войсками Наполеона Бонапарта.
Потомки мамлюков, ассимилированные в языковом и культурном отношении, до сих пор проживают в Египте.