К числу важнейших компонентов питания западных адыгов относилась растительная пища, в которой преобладали блюда на основе зерновых культур. Несмотря на широкую гамму зерновых, выращивавшихся адыгами, в основном только просо, пшеница и появившаяся в более позднее время культура кукурузы имели важное значение как сырье для приготовления пищи.
Самым распространенным зерновым компонентом системы питания являлось просо, выполнявшее роль своеобразного этнического маркера адыгского мира. Центральное местом системы питания занимало блюдо, имевшее универсальный (и повседневный, и праздничный) характер — крутая пшенная каша (пIастэ). Сам пищевой рацион адыгов подбирался таким образом, чтобы при сочетании пIастэ с другими блюдами (мясными, кисломолочными и др.) получить наилучшие вкусовые ощущения. Кроме проса, для приготовления пIастэ могла использоваться кукурузная крупа, а также и кукурузная и пшеничная мука (разновидность пIастэ — мамрыс).
Другая категория блюд из цельного зерна и крупы — разнообразные супы какмногокомпонентные так и простейшие однокомпонентные. Мука входила и в состав мясных блюд (щыпс) в качестве компонента соуса.
Гораздо реже, чем пIастэ, адыги готовили хлеб, выпекая его из просяной, пшеничной и кукурузной муки. Как правило, такой хлеб входил в состав блюд праздничной трапезы, подавался на стол при угощении почетных гостей. Особое место пшеничная лепешка занимала в обрядовой практике. Так, например, и Дж. Белль, и Т. Лапинский с интервалом в два десятка лет описали ритуал, сохранившийся у причерноморских адыгов и по смысловому значению аналогичный христианскому причащению, в котором центральное место отводилось именно пшеничному хлебу. Такая же плоская лепешка присутствует и на одном из источников изобразительного характера — рисунке Т. Горшельта “Государь император принимает бжедуховскую депутацию 13 сентября 1861 года”, где, преподносимая царю присягающими адыгами, она символизирует переход народа в иное качество, приобретение нового семиотического статуса — подданных Российской империи.
Методом выпекания адыги готовили различные блюда из просяной, пшеничной и кукурузной муки: пресные лепешки и пирожки с начинкой, сладости типа халвы, печенье.
Адыгская система питания (и прежде всего — ее хлебно-зерновая часть) является примером сбалансированного культурного полиморфизма (термин С.А. Арутюнова), поскольку существование различной технологии хлебопечения и нескольких параллельно используемых видов зернового сырья повышало адаптивные возможности адыгской системы жизнеобеспечения.
Кроме хлебно-зерновых, из продуктов растительного происхождения адыги широко использовали бобовые – главным образом — фасоль, из которой варили супы, делали соусы на молоке и которой начиняли пирожки.
Высокоразвитое садоводство являлось важным подспорьем в случаях нехватки базисных видов питания. Широкий сортовой подбор фруктовых деревьев, от самых ранних до поздних, в случае превратностей военного времени позволял адыгскому населению вплоть до заморозков питаться свежими фруктами, а сушка последних страховала от зимнего голода. Фрукты, так же как и виноград, перерабатывались и на алкогольные напитки типа водки, составлявшие конкуренцию виноградному вину вследствие постоянного усиления запретов ислама. По этой же причине, по словам И.Н. Клингена, “в самое последнее время стали разводить столовые сорта, и изабелла получила некоторое распространение еще ранее прихода русских войск”.