Завершая рассмотрение кулинарной технологии и ассортиментного набора видов пищи адыгской системы питания, следует остановиться на иных ее аспектах, в частности, на характеристике трапез. Трапезы адыгской системы питания можно классифицировать по следующим параметрам:
1) По распорядку — утренние, дневные и вечерние. В случае приезда гостей более обильными были вечерние трапезы. Во время мусульманского поста время трапез смещалось.
2) По ситуации — домашние, общественные и полевые. С учетом адыгской специфики, к категории “полевых” трапез можно отнести прием пищи не только на стане пахарей или коше, но и в “поле”, то есть в условиях военного похода. Также и под “домашними” здесь следует понимать не семейные трапезы, а лишь совершаемые “под крышей дома”, поскольку члены семьи принимали пищу в разное время и даже в различных помещениях в соответствии с занимаемым положением.
3) По осмыслению и престижности — повседневные, праздничные и ритуальные. Здесь необходимо учитывать, что поскольку одним из главных источников по адыгской системе питания прошедших веков являются свидетельства путешественников, пребывавших в Черкесии в ранге почетных гостей, то местная кулинария предстает перед исследователем в качестве своего праздничного варианта. Однако обыденные, повседневные трапезы адыгов были гораздо скромнее, отличаясь крайним аскетизмом. Принцип минимального насыщения, сформулированный М.Ю. Унароковой и являвшийся одним из основных этнических стереотипов, предусматривал стоическое терпение и выдержку в преодолении чувства голода, нетребовательность в еде, осознанное самоограничение и сдержанность в приеме пищи. Адыги, с древнейших времен почитавшие умеренность в пище как одну из нартских доблестей, считали чревоугодие греховным. Излишнее гурманство осуждалось, а эстетическим идеалом как у мужчин, так и у женщин являлась стройная, подтянутая фигура.
Не менее значимой частью системы питания, наряду с кулинарией, была и поведенческая сторона. Адыгский застольный этикет регламентировал все аспекты трапезы — от пространственного размещения ее участников в соответствии с возрастными, сословными и др. градациями до порядка подачи блюд и норм приличия при их употреблении. Распорядителем адыгского застолья, его полновластным хозяином являлся тхьаматэ (тамада), определявший очередность произнесения тостов присутствующими, а также начало и окончание трапезы.
Для приема пищи использовались невысокие трехножные столы круглой формы (Iанэ), за которыми могли сидеть 2-3 человека. Каждое блюдо подавалось на отдельном столе, таким образом, в знаковом отношении Iанэ было синонимично блюду.
В заключение отметим, что культура питания западных адыгов характеризовалась богатым набором блюд (в основном зернового и мясомолочного происхождения), различными видами трапез и поведенческими аспектами питания (в частности, застольным этикетом). Особенностью этой системы являлось наличие блюд, отличавшихся идеальным сочетанием различных качеств — высокой калорийностью, прекрасными вкусовыми качествами, уни-версальным характером использования (как в повседневной, так и в праздничной трапезе), быстротой и простотой приготовления при минимуме затрачиваемых продуктов. Многие блюда адыгской кухни имеют свой простейший вариант, который можно приготовить в критической ситуации, при почти полном отсутствии сырья и кухонной утвари. Характерно, что к числу блюд «экстремальной» кухни относится и основное блюдо адыгского стола — крутая пшенная каша пIастэ.
Однако даже такая всемерная адаптация культуры питания к самым суровым условиям не помогла адыгам устоять в годы Кавказской войны, поскольку именно голод рассматривался российским командованием как важнейшее средство для покорения Черкесии, а стратегической задачей являлось его искусственное вызывание путем военных акций. Результатом подобной политики стало всемерное оскудение и упрощение системы питания адыгов, которая в последние годы Кавказской войны была сведена к балансированию на грани минимально возможного для поддержания жизни количества пищи. Данные источников о массовой гибели населения от голода на заключительном этапе войны свидетельствуют, что эта грань была уже перейдена.
В послевоенное время система питания адыгов показала себя наиболее устойчивым компонентом культуры жизнеобеспечения, по сравнению с жилищно-поселенческим комплексом и одеждой. Несмотря на интенсивные межэтнические контакты, в которые адыги оказались вовлечены в последней трети XIX — начале XX вв., каких-либо кардинальных пе-ремен в структуре питания не произошло. Адыгская кулинария этого периода сохраняет свои традиционные блюда. В то же время постепенно восстанавливаются садоводство и огородничество, которыми в последние военные десятилетия на равнине заниматься было практически невозможно. Соответственно увеличивается потребление фруктов и овощей, осваиваются и новые сырьевые ресурсы — картофель, помидоры, огурцы и др. В семьях зажиточных крестьян начинают готовить русские блюда — борщ, зеленые щи со сметаной, различные супы. В домах появляется новая утварь — высокие столы, посуда фабричного производства, самовары, приобретаются магазинные сладости — пряники, конфеты и т.д.