По данным археологии, еще в эпоху ранней бронзы автохтонное население Северо-Западного Кавказа было знакомо с искусством архитектуры, металлопластики, художественной керамики, скульптурографики. Так, при сооружении храма Солнца Псынако I древними строителями было использовано максимальное количество мегалитических форм архитектуры: кромлеха, дольмена, менгира, толоса, дромоса, каменного ящика, солярного календаря.
Однако специфические военно-политические условия, в рамках которых на протяжении веков формировалась местная культура, воспрепятствовали дальнейшему прогрессу и появлению у адыгов “высокого” искусства — живописи, скульптуры, архитектуры, графики. В силу обстоятельств, адыгское народное искусство приобрело декоративно-прикладной характер и оказалось прежде всего направлено на эстетическое оформление повседневности, украшение предметов утилитарного назначения.
Адыгские ремесленники с древнейших времен воплощали в своих изделиях собственные представления о красоте и гармонии. Адыгская эстетика диктовала скупость изобразительных средств, строгость и лаконичность, несмешивание различных жанров, методов отделки, технологических приемов, а зачастую и материалов, подчинение традиционной цветовой гамме, исключающей пестроту и резкие сочетания оттенков.
У адыгов существовали различные виды декоративно-прикладного искусства: художественное плетение, золотое шитье, ювелирное дело, обработка дерева и кости, орнаментирование шорно-кожевенных изделий и др.
Наиболее древним из прикладных искусств, сохранившимся до наших дней, является декоративное плетение, существование которого на Северо-Западном Кавказе прослеживается еще по материалам захоронений Майкопской культуры. Основным материалом для плетения служили озерный камыш-куга, солома, прутья орешника и ивы. Самым распространенным видом плетеных изделий были циновки (пIуабл), изготовлявшиеся на станке-раме с вертикальными нитями, через которые и продевались стебли куги. Эти же нити служили координатной сеткой, при помощи которой, строго соблюдая симметрию, выплетались сложные орнаментальные геометрические узоры. Тонкость и изящество работы были наиболее заметными в случае использования стеблей куги различных цветовых оттенков (кремовый, зеленый, темно-охристый), а также золотистой соломы или шерстяной нити. Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и паласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жилища.
Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся методом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др. Если позволяли условия военного быта, то даже в создание наиболее трудоемкой “плетеной изгороди нередко вкладывалось столько виртуозного мастерства и художественного вкуса, что эти изделия иногда могли поспорить с произведениями адыгских золотошвеек”.
Техника плетения и орнаментальные мотивы циновок оказали значительное влияние и на другие виды декоративно-прикладного искусства, в частности, на вышивку золотом, представленную у адыгов двумя способами. Наиболее древним из них являлся “адыгэ идагъ”, в соответствии с которым вышивка наносилась не на сам украшаемый предмет, а первоначально на полотно, растянутое на пяльцах. При этом трафарет будущего орнаментального узора обшивался шелковыми нитками, служившими основой для точной разметки геометрических узоров, поверх которых уже нашивалась золотая нить. Полученный узор с изнанки обрабатывался клеем, вырезался и в технике аппликации в соответствии с замыслом мог нашиваться на ткань женского платья, веера, настенные панно, подчасники, сумочки, футляры, кисеты и т.д. Другой способ вышивки — гладью, заимствованный адыгами, скорее всего, в XIX веке, назывался “городская вышивка” (“шыхьар идагъ”) и был не столь трудоемким и технически менее сложным. В отличие от техники “вприкреп”, узоры вышивались прямо на ткани изделия.
Одним из наиболее своеобразных прикладных искусств, всегда вызывавших восхищение российских и иностранных авторов, являлось ювелирное дело. Адыгскими златокузнецами использовались самые разнообразные технические приемы (чернь, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, ковка, литье, насечка, эмаль, тиснение), применявшиеся в производстве и украшении мужских и женских поясов, застежек кафтанчика, браслетов, серег, колец, элементов шапочек, колпачков газырей, чаш, шкатулок, деталей конского убора и т.д. Однако наибольшую славу адыгские ювелиры снискали украшением оружия — рукояток и ножен кинжалов, сабель и шашек, рукояток пистолетов, прикладов и стволов ружей. “В Персии и Турции и в других местах Азии, — писал Хан-Гирей, — вы найдете оружия более богатые, нежели в Черкесии, но с таким прекрасным вкусом обработанных там не увидите <...> Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте отделки. Чернь и позолота, с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова, и, что важнее всего, эта чернь и эта позолота почти никогда не сходят. <...> Всякое лучшего достоинства оружие черкеса, нужное для военной его жизни, носит особенную печать изящного вкуса, прочности, красоты, соединенной с удобностию для употребления”. На протяжении всего периода существования классической Черкесии, адыгские златокузнецы, отделывавшие предметы вооружения, являлись законодателями мод для других народов Кавказа, а впоследствии — для казачества и российской военно-политической элиты.
Широкое распространение получила у адыгов декоративная обработка дерева. Заготовки изделий и их фигурные детали вытачивались вручную или (в более позднее время) на токарном станке. Излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов — от более простой контурной до трехгранно-выемчатой, плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием традиционного орнамента — солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия — резные диваны, кресла, столики-анэ, детские колыбели, музыкальные инструменты, посуду, сундуки, настенные шкафчики, двери, стропила. Нередко на подобные предметы помещали и тамговые знаки владельца.
Большое значение имел выбор породы дерева — необходимо было учитывать не только физические качества материала (например, посуду вырезали из твердых пород дерева), но и магические свойства (так, детские колыбели делали из боярышника, считавшегося “счастливым” деревом).
После включения адыгов в состав России и втягивания их в рыночные отношения, многие виды прикладного искусства разделили судьбу ремесел, которым они сопутствовали.