Главная проблема, оставленная Совменом новому главе республики – люди. Второй президент – хотел он или нет – оставил после себя целый разряд людей, которые не способны ни на что и, зная это, ждут, когда к ним «сверху» в руку «упадут» деньги. Эти люди сейчас у власти, на разных ее уровнях. Совмен не терпел вокруг себя людей похожих на себя, только тех, кого можно заслуженно называть ворами и бездельниками. Исключение из общего правила составили лишь единицы. Но и те, кто способны, а сейчас не у дел, тоже развращены «золотой лихорадкой». Они рассуждают примерно так: мне бы такую-то сумму, и я сделал бы то-то. И искренне полагают, что это именно так. Но показать предыдущую свою деятельность в качестве иллюстрации к собственной состоятельности, они не могут, потому что все эти 5 лет ждали, были уверены, что Совмен поймет, в чем проблема, отыщет их в толпе и вознаградит за терпение. И здесь исключением из правила являются лишь единицы. Объективности ради, скажем, что не только Совмен развил паразитизм в Адыгее, точнее, не столько он, это явление имеет более раннее начало, при втором президенте оно получило лишь завершающую – высшую форму проявления. Дело объясняется тем, что у западных черкесов, в отличие от бесленеевцев (Карачаево-Черкесия) и кабардинцев очень многочисленная зарубежная диаспора. По существу у Адыгеи не было проблемы «инвестиций», достаточно любому местному адыгу, взяв в дорогу 1000 долларов, отправиться, скажем, в Турцию на поиск своих однофамильцев. Чего проще? А, найдя их, предложить наиболее состоятельному из них создать совместное предприятие. Много, конечно, не дадут, но от 10 до 50 тыс. долларов, как правило, «обламываются». С этими деньгами на Канары не поедешь, но прожить год-два на широкую ногу в Адыгее можно. И это практикуется уже 15 лет. Конечно, есть среди подобных визитеров и такие, кто искренно хочет выполнить обещание. Но, вернувшись, он попадает в это общество, имеет дело с этими людьми. Поэтому, если он не семи пядей во лбу, то скоро «прогорает». Сейчас, благодаря этим «инвесторам», на Юге России» бытует фразеологизм – «адыгейский вариант». Не «адыгский вариант», что включило бы в данное понятие бесленеевцев и кабардинцев, не «черкесский» или «кабардинский», а именно «адыгейский». Это когда взял деньги и не вернул. Или пообещал и не сдержал своего обещания. Словом, когда «кинул» кого-то. Если бы не этот паразитизм, то Адыгее было бы достаточно осуществления только одного из грандиозных планов Совмена. Например, самого простого из них: подъема сельского хозяйства. И прорыв, ощутимый для каждого, был бы обеспечен. Продолжение следует, Натпресс, Аслан Шаззо