Взаимоотношения адыгов и алан, несмотря на характерные для того времени набеги с той и другой стороны, были в целом дружественными, основанными на близости психологии, религии, культуры, общественного устройства и быта. Сближению черкесов и аланов способствовало также взаимное проникновение и дополнение занимаемых территорий. Во всех областях Касахии (Черкесии), в том числе в Причерноморье и Приазовье, находились в большом количестве аланские общины. Даже в XIII — XV веках в генуэзских колониях Западной Черкесии, как свидетельствуют источники, проживало много аланов.
В свою очередь, в Алании находилась издревле значительная часть коренного кашакского (адыгского) населения. По мнению А. В. Гадло, в XI —XIII веках внутри Кавказской Алании сформировалась область Ка-барты с преимущественно адыгским населением. Но, возможно, это произошло еще в конце X века. Считается, что название Кабарда связано с адыгоязычными кабарами, которые в середине IX века вышли, рассорившись с каганом, из состава Хазарии и вошли в состав Алании25. От аланов было получено, как видно, и название компактного расселения кабаров-адыгов — Кабарты, с иранским (осетинским) суффиксом принадлежности. Видимо, вслед за этим часть кабаров мигрировала на запад и оказалась в Крыму, в низовьях Дона, а также в Киеве, где они занимали целый район под названием «Копырев конец». На Северном побережье Азовского моря находился вплоть до середины XVI века и отмеченный на всех итальянских картах населенный пункт Кабарди.
Благодаря завоеваниям Святослава, Тмутаракань стала самостоятельным русско-адыгским городом и княжеством на Таманском полуострове. В конце X века преимущественно адыгское население находилось здесь в тесном контакте не только с русскими и аланами, но и со множеством хазар, часть из которых оставалась здесь, а также на Крымском полуострове.