Остерегаясь прослыть беспринципными и малодушными, такие люди твердо идут в избранном направлении, несмотря на большие потери, лишения, невзгоды. К этому побуждает уверенность в том, что подавляя страх и проявляя мужество, можно приобрести репутацию “благородного мужа”. Традиционно для черкеса не было и нет большей ценности, чем такое признание и это в немалой степени способствовало формированию кодекса чести адыгского рыцарства, сопоставимого с японским бусидо. Мы знаем, что по сей день бусидо оказывает воздействие на мышление и поведение японцев, что напоминает в какой-то мере ситуацию адыгского общества: наблюдается известный конформизм, основанный на желании быть и слыть мужественным.
Конечно, при этом нельзя сводить все к простому честолюбию. В социокультурном обосновании мужества принимает участие вся система действующих моральных принципов, свойств, установок. Например, существенное значение имеет управляющий волей разум, как дополнительная сила, которая дается человеку сверх природных сил и возможностей, ср.: Ц1ыфым к1оч1э лыеу хэлъыр акъылщ - “В резерве человека сила разума”. Истинными считаются лишь такие формы и проявления мужества, которые сопряжены с анализом и правильной оценкой ситуации, а также с самоанализом - с учетом имеющихся в распоряжении человека знаний, навыков, средств.
Источник: Адыги.RU