Селфхарм, или намеренное самоповреждение, окружено мифами. Психологи начали его изучать совсем недавно. Что ученым известно о нем сегодня, как связаны физическая боль и психологическое состояние человека и почему некоторые виды селфхарма общество осуждает, а некоторые поощряет, разбирается журнал «Нож».
Ч Что считать самоповреждением?
Официальное название селфхарма — «несуицидальное самоповреждение» (non-suicidal self-injury, NSSI), что означает осознанные попытки навредить своему телу без намерения совершить самоубийство. Чаще всего это самостоятельно нанесенные порезы, синяки и ожоги. Определение возникло не так давно, поэтому эксперты еще не сошлись во мнениях о том, какие действия включать в понятие NSSI и где тут проходит граница психологической нормы.
Врачи очерчивают рамки «намеренного самоповреждения» максимально широко. Международная классификация болезней (МКБ) рассматривает его в разделе «внешние причины заболеваемости и смертности» вместе с нападениями и ДТП и относит к NSSI практически всё, что способно навредить нашему телу.
С Согласно Международной классификации болезней селфхарм — это не только порезы (каттинг), ожоги и удары, но и злоупотребление алкоголем, наркотиками и лекарствами, отказ от пищи или воды, навязчивое стремление выдергивать волосы на голове и теле (трихотилломания), расцарапывание кожи (дерматилломания), контакт с горячими предметами, прыжки с высоты и даже укусы животных, от которых человек не пытается уклониться.
Британский Национальный институт здравоохранения (NICE) предлагаетнемного сузить рамки и исключает из списка самоповреждений переедание, голодание или перебор с алкоголем. Модификации тела — например, татуировки или пирсинг — сегодня тоже не принято рассматривать как селфхарм. Еще один подход предлагает разделить самоповреждения на непосредственные (direct self-harm) и косвенные (indirect self-harm), поместив во вторую группу нарушения питания и злоупотребление различными веществами.
Зачем вообще проводить какие-то границы и в принципе изучать это явление? Психологи называют несколько причин.
Количество людей, склонных к самоповреждению, в последние годы растет. А вместе с ним растет предубеждение окружающих — селфхарм стигматизирован намного сильнее, чем другие добровольные действия, связанные с болью (например, татуировки), и осуждение общества влияет на качество жизни тех, кто практикует NSSI.
Кроме того, самоповреждающее поведение может быть связано с повышенной вероятностью самоубийства в будущем. Учитывая, что суицид ежегодно становится причиной сотен тысяч смертей, ученые отслеживают все факторы риска. Впрочем, стоит уточнить, что эта взаимосвязь есть далеко не всегда, а членовредительство само по себе не является попыткой самоубийства.
К Кого это касается?
Селфхарм часто считают исключительно молодежным явлением, но это неверно: физическая аутоагрессия возможна в любом возрасте. Впрочем, подростки и молодые взрослые действительно вредят себе чаще, чем представители других возрастных групп: к NSSI прибегали как минимум 10 % молодых людей в мире, иногда исследователи говорят о 20–30 %. Оценки разнятся в зависимости от того, что считать «настоящим» добровольным самоповреждением — относим ли мы к нему, например, намеренное голодание или укусы животных.
Возрастных рамок у селфхарма практически нет. Воспитатели британских детских садов замечали склонность к самоповреждению даже у трехлетних малышей, дошкольники часто царапают себе руки или бьются головой о стены. Членовредительство встречается и у пожилых людей — например, в одной из британских больниц в конце 1980-х годов 5,4 % пациентов, наносивших себе увечья, были старше 65 лет.
Женщины вредят себе чаще, чем мужчины, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Они чаще выбирают «классическую» форму селфхарма — порезы; юноши обычно прибегают к другим способам, например, ударяются о стену всем телом. Гомосексуальность и бисексуальность повышают риск NSSI вне зависимости от пола.
В Всё легально: самоповреждение, разрешенное обществом
Определения NSSI настолько широки, что возникает вопрос: как быть с практиками, которые включают те же элементы самоистязания, но при этом стали давней традицией — например, издавна входят в религиозные ритуалы. Несмотря на внешнее сходство, их не рассматривают как медицинскую проблему и осуждают намного меньше, чем селфхарм.
«Умерщвление плоти» — важный элемент многих религий. Его методы сложно отличить от «классического» селфхарма: верующие так же наносят себе увечья и отказываются от необходимого. Такие практики, вроде христианских строгих постов или индуистских экадаши (дней аскезы), легко вписываются в жизнь современного горожанина. Но до наших дней дожили и куда менее привычные ритуалы — например, процессии флагеллантов («бичующихся»). Впервые они прошли по улицам Европы в XIII веке, а сегодня такие шествия можно увидеть и за пределами Старого Света, в том числе на Филиппинах.
В прошлом целью публичного самобичевания было покаяние и отпущение грехов. Сегодня участие в процессии еще и дань традиции. Каждые семь лет флагелланты в скрывающих лица капюшонах проходят по улицам итальянской коммуны Гуардия-Санфрамонди в память о чудесном обретении местной святыни, статуи Девы Марии. Ритуалы самоистязания есть и в некоторых направлениях ислама, они входят в шиитский обряд татбир. И у христианской, и у мусульманской традиции самобичевания есть критики, но небольшие группы верующих повторяют эти обряды из года в год.
Еще одна сфера, где самоповреждение считается вполне допустимым, — ритуалы инициации, в том числе обряды посвящения подростков. Например, юноши бразильского племени сатере-маве во время обряда надевают специальные рукавицы, полные ядовитых муравьев, и должны несколько минут терпеть болезненные укусы. Такой обряд служит символическим очищением перед переходом в новый статус или доказывает, что испытуемые способны контролировать свои реакции. Самоповреждение часто входит и в новые, стихийно возникающие ритуалы посвящения: такое поведение часто отмечали у тех, кто впервые попал в закрытое учреждение (например, в школу-интернат или армию).
Иногда селфхарм решает чисто практические задачи — к примеру, помогают уклониться от военной службы, хотя в большинстве стран это преследуется по закону.
Ученые считают, что разница между «социальным» самоповреждающим поведением и NSSI состоит в намерениях того, кто наносит себе увечья.
С Селфхарм часто направлен на личные цели, связанные с психологическим состоянием: судя по опросам, большинство людей прибегают к нему, чтобы регулировать эмоции, с которыми не удается справиться по-другому.
Разрешенные обществом практики работают иначе: они помогают человеку обозначить свой статус среди окружающих и почувствовать себя частью социальной группы. У них могут быть и другие задачи (например, чисто религиозные), но социальная составляющая всё равно остается важной.
Читать далее: https://knife.media/self-harm/
Нож ВК: https://vk.com/knife.media
Источник: Автор