Российское государство в разные времена к кражам относилось по-разному. Были периоды, когда преступников лишали определенных частей тела – носа, рук. Были – когда лишали жизни. На протяжении длительного времени за хищения брали «штраф» или ссылали на каторгу.
В петровские времена воров клеймили, но прощали тех, кто крал продукты питания, чтобы не умереть с голоду. Перед революцией – давали срок. В советское время хищение собственности считалось чрезвычайно общественно опасным деянием. Почти все имущество в стране был государственным. А воровать у своей родины считалось недопустимым. Поэтому лиц, совершивших кражу, бывало, расстреливали.
В современной России за кражу могут наказать по-разному. В зависимости от стоимости похищенного и способа совершения преступления. Например: обязательными работами, штрафом в пользу государства и, конечно же, лишением свободы.
Всё, о чем шла речь выше, касается отношения государства к ворам. В крестьянских общинах преступников наказывали по-своему.
Вообще, рассматривая вопрос, нужно четко понимать несколько вещей:
1. В России, увы, всегда воровали, несмотря на то, что ответственность за данное преступление во все времена была довольно суровой. Наверное, никто не хотел сидеть в тюрьме или лишиться всего своего имущества в результате конфискации. И тем не менее.
2. Закон всегда был довольно суров. Но каждый русский знает, что строгость наших правовых норм компенсируется необязательностью их исполнения. Впрочем, здесь есть и оборотная сторона: украл курицу – получил 10 лет лишения свободы, украл состав с лесом – получил очередную государственную награду.
3. Крестьянская община на Руси долгое время была, скажем так, конечной, низшей единицей. То есть, конкретных крестьян не рассматривали отдельно – в качестве самостоятельных субъектов. Если с ними взаимодействовали, то в составе общины.
А там уже – в группе земледельцев, со своими разбирались принятыми тогда методами – не по государственным законам. Почему так происходило?
На то было несколько причин. Во-первых, о чем уже шла речь, если кто-то из крестьян, например, какой-то деревни совершал кражу, то община считала именно своим делом разобраться с этим человеком.
Во-вторых, как и, собственно, сейчас, не было веры, что «государственные мужи» быстро и грамотно разберутся с вопросом, найдут преступника и, главное, справедливо его накажут.
Если б можно было поднять какую-то официальную статистику по кражам в деревнях в прошлые века, то, наверное, показатели были бы прекрасные. О ворах властям не сообщалось. Зато, хватало крестьян, пропавших без вести.
Односельчане, поймав вора, сами решали, что с ним делать. Учитывалось, что именно украл человек. Если что-то незначительное, то могли просто поколотить «всем миром». Практиковался и позорный проход преступника с украденной вещью по деревне или по селу. Вору вручалось то, что он похитил, и человек через весь населенный пункт под шутки, хохот и издевательства односельчан.
Если же было украдено что-то серьезное, то преступника могли отправить в иной мир, предварительно помучив его. Особенно сурово наказывали конокрадов. И это понятно. Лошадь была кормилицей, главной рабочей силой.
Не приветствовались доносы властям о совершенных преступлениях и расправах над ворами. Над доносчиками тоже устраивали самосуд.
Впрочем, последнее слово использовать неправильно. Община считала, что действует в своем праве, что она имеет законные основания наказать преступника так, как считает нужным.
Бывало, что расправы над ворами устраивали в присутствии представителей властей, которые ничего не могли сделать – опасались за свою жизнь.
То, как сейчас наказывают преступников, если сравнивать с прошлыми веками – настоящий гуманизм.
Рекомендую прочитать:
Как на Руси выбирали себе фамилии?
Как на Руси относились к нестандартным отношениям между людьми?
Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)